На "Комсомольце" против фашистских танков: бессмертный подвиг лейтенанта Пестова и курсантов тракторного училища

В тяжелом для СССР 1942 году отлично оснащенные группировки немецких войск активно рвались на Кавказ и к Волге. 9 августа 1942 г. вражеской армии удалось захватить город Железноводск. Немцы прорвали оборону советских войск на реке Кума. Следующим захваченным городом должен был стать Пятигорск.

Бои на улицах

Первыми на подходах к городу фашистов встретили курсанты Полтавского тракторного училища. Это училище в 1941 году было эвакуировано из Полтавы в Пятигорск. Сразу из-за превосходящих сил и лучшей технической оснащенности противника сдержать его воины не смогли. Фашисты прорвались в Пятигорск и устремились к центру города.

На улицах Пятигорска после прорыва велись ожесточенные бои. Наши воины проявляли чудеса храбрости и выдержки. Так, к примеру, рядом со зданием комендатуры на улице Кирова курсанты под командованием лейтенанта Н. Ф. Дворак уничтожили несколько десятков фашистов в рукопашной схватке.

На горе Машук 15 воинов под командованием лейтенанта А. М. Дубовика до последнего патрона отбивали численно превосходящего противника. Возле кладбища "Некрополь" бойцы залегли прямо за забором и начали бой при появлении немецких танков. Этот бой продолжался и ночью.

Группа под командованием ст. лейтенанта А. Л. Дейнеко в ожесточенном бою выбила противника из верхней части города. Курсанты, находившиеся в Нижнем военном городке, смогли вывести из строя два немецких танка.

Особое задание

Особое же задание при защите Пятигорска получили курсанты Тракторного училища под командованием лейтенанта Германа Пестова. Эта группа должна была на переоборудованном тракторе «Комсомолец» (тягач Т-20) прорваться в город и создать панику в рядах врага. Это было необходимо для того, чтобы облегчить основным силам отряда форсирование реки Подкумок.

Тягач Т-20 и оснащение группы

В основе этого гусеничного тягача лежал клепано-сварной корпус, изготовленный из стальных листов 7-10 мм толщиной. Кабина экипажа была бронирована со всех сторон. Сверху имелось 2 люка, а впереди — смотровые щели со смотровыми приборами или откидными бронещитками.

Скорость этот трактор-танк мог развивать до 50 км/ч. Водитель располагался с левого борта трактора, а командир с пулеметом — с правого. Тягач оснащался прицепным орудием. Именно для перевозки артиллерийских единиц, а также доставки оснащения и продуктов партизанам в труднодоступные местности в основном и был предназначен этот легкий танк. Для расчета прицепных орудий на тягаче сзади было предусмотрено длинное сиденье.

Прорваться в город группа, конечно, должна была без артиллерии. Особое значение при выполнении задания имели скорость и мобильность. На длинном сиденье для расчета расположились 6 курсантов группы. Подготовка воинов была произведена максимально тщательно. Группу оснастили автоматами, гранатами, бутылками с зажигательной смесью. Всего в операции под командованием Пестова должни были принять участие 14 бойцов.

Наступление

Утром 10 августа курсанты на тракторе «Комсомолец» под командованием Пестова неожиданно появились у Цветника и на максимальной скорости понеслись по проспекту Кирова в направлении железнодорожного вокзала. Фашисты уже считали себя хозяевами города и спокойно разгуливали по его улицам.

Проезжая на большой скорости по проспекту, курсанты практически в упор обстреливали врагов из пулемета и автоматов и забрасывали грантами и бутылками с зажигательной смесью немецкую технику.

Немецкий танк

От вокзала трактор направился к центру города по улице Октябрьской. Бойцы не прекращали поливать немцев огнем. Однако к этому моменту фашисты уже немного оправились от неожиданности. Путь к Цветнику группе Пестова был отрезан.

Тогда лейтенант приказал водителю двигаться по улице Дзержинского, а далее — к мосту через реку Подкумок. Таким путем командир планировал прорваться к своим. Однако навстречу тягачу немцы выдвинули танк.

Увидев вражескую машину, Пестов отдал приказ свернуть в переулок. Но выполнить эту команду водитель не успел. Выпущенный танком снаряд пробил броню трактора и повредил одну из гусениц. Водитель был ранен.

Тягач остановился, и группа по приказу Пестова покинула машину. В этот момент немецкий танк выстрелил еще раз. Тяжело раненый Пестов попытался выбраться из трактора и сам, но не успел. Гимнастерка лейтенанта попала в щель между люком и корпусом. В этот момент Германа Пестова настигла пуля.

Согласно некоторым историческим сведениям, после второго выстрела немецкого танка кабина тягача загорелась. Однако позднее появилась информация о том, что трактор все же, скорее всего, не горел. Пятигорские подростки через некоторое время после боя залезли в кабину тягача и нашли там, помимо всего прочего, брошюрку, представляющую собой пособие по химии, отмеченную печатью библиотеки Полтавского тракторного училища. Гораздо позднее, в 2000 году, эта книжечка, оставшаяся в память о героях группы Пестова, была передана в краеведческий музей Пятигорска.

К сожалению, несмотря на большой урон, нанесенный немцам группой Пестова, форсировать реку Подкумок отряду курсантов Тракторного училища не удалось. Остановить шквальный огонь фашистских пулеметов, минометов и танковых пушек было нечем.

Памятный знак

Курсанты Тракторного полтавского училища, безусловно, внесли огромный вклад в дело борьбы с фашистскими захватчиками. Благодаря их героическим действиям на улицах Пятигорска врагу не удалось быстро выдвинуться вслед за нашими войсками.

В краеведческом музее Пятигорска подвигу Пестова посвящен небольшой стенд. Создан уголок с соответствующей экспозицией и в Народном музее. Ученики местного кружка моделирования даже изготовили макет трактора Пестова. На настоящий момент эта поделка также является частью выставки Народного музея.

В 2018 году в городе Пятигорске на территории СОШ №2 был открыт мемориал, посвященный подвигу этих воинов. Памятный знак был установлен силами коллектива школы, а также Союза ветеранов города. Прах павших в 1942 году на улицах Пятигорска воинов покоится ныне на западном склоне горы Машук — на мемориальном кладбище.

Перезахоронение

В общей сложности оккупация Пятигорска длилась 155 дней. Фашисты нанесли городу огромный урон - большое количество зданий было разрушено, сгорела ценнейшая библиотека Института физиотерапии.

Лейтенанта Пестова, погибшего на улице Дзержинского, в 150 метрах от вокзала, немцы хоронить долгое время не разрешали. Однако жители города все же захоронили тело в близлежащем дворе.

11 января 1943 года Пятигорск был освобожден от фашистских захватчиков силами 37-й и 9-й армий. В городе началась массовая работа по перезахоронению воинов и мирных жителей из одиночных могил. В это время было проведено и перезахоронение лейтенанта Пестова. Героя похоронили в северной части исторического кладбища "Некрополь" на горе Машук. В архивах краеведческого музея даже сохранилась фотография памятника лейтенанту.

Мемориал

Однако на настоящий момент эта могила, к сожалению, утрачена. Надписи же на плитах современного мемориала, созданного в 1975 году методами народной стройки, вовсе не означают, что под ними лежат именно эти люди.

Но в любом случае желающие всегда могут почтить память лейтенанта Пестова и других курсантов Тракторного училища на кладбище на западном склоне горы Машук. Имя лейтенанта Пестова указано на первой плите слева направо Воинского мемориала.

Средняя четвертая слева плита — памятник курсантам и командирам Полтавского тракторно-танкового училища. Все эти плиты располагаются рядом с тем местом, где, согласно сохранившимся данным, располагалась могила Пестова.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, достоин ли подвиг курсантов Тракторного училища уважения?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.