Уха на шампанском, холодная телятина, морошка: кулинарные предпочтения Пушкина

Александр Пушкин любил вкусно и сытно поесть, хотя и не был гурманом. Его предпочтения не ограничивались блюдами из модных ресторанов. Он всегда с аппетитом ел стряпню, приготовленную его няней, Ариной Родионовной.

В честь столетия поэта в 1896 году в Дворянском собрании был дан обед, меню которого было составлено по рецептам из его сочинений, где были соленые грузди, блины, вареная яичница, ананасы, трюфели и лимбургский сыр. Всего было подано 30 блюд.

Кулинарные пристрастия помещиков в провинции

Будущий классик был в своей семье нелюбимым сыном. Всю заботу о Саше взвалила на себя его бабушка Мария Ганнибал, которую он нежно называл мамушкой, и ее помощница Арина Родионовна – няня поэта. В имении Захарово, а позднее в Михайловском, готовили блюда без изысков, но вкусно. Пушкин с теплотой вспоминал обеды у бабушки.

Но вот уж полдень.

В светлой зале

Весельем круглый стол накрыт;

Хлеб-соль на чистом покрывале,

Дымятся щи, вино в бокале,

И щука в скатерти лежит.

Арина Родионовна потчевала Александра Сергеевича двойными щами, да такими густыми, что ложка стояла, блинами, ботвиньей, разными соленьями, пирогами, ватрушками и всякими вареньями.

Самым любимым у него было белое варенье из крыжовника, приготовленное по старинному рецепту. Летом оно всегда стояло на столе рядом с графином воды и льдом. В «Капитанской дочке» А. Пушкин вспоминал о другом, забытом в наше время, медовом варенье. Его готовили из разных ягод, но вместо сахара добавляли мед.

Как вспоминала В. Нащокина, Пушкин любил печеный картофель, кислую капусту с мочеными яблоками и варенец, для приготовления которого молоко долго томили в печи, а потом заквашивали. Но больше всего из солений Александр Сергеевич любил моченую морошку, которую он просил перед смертью.

Кулинарные пристрастия дворян в Москве

О них Пушкин знал не понаслышке. Его любимый дядя Василий Львович Пушкин жил в Москве, был писателем и старостой литературного общества «Арзамас». Его членами были известные литераторы Вяземский, Жуковский, Плещеев и А. Пушкин. Он был родовым москвичом, хлебосольным хозяином, в доме которого часто собирались гости, члены общества.

Обязательно на столе был арзамасский гусь, фаршированный яблоками, квашенной капустой, гусиной печенью и черносливом. Его заливали сметанным соусом и запекали в печи.

Приезжая в Москву, Пушкин гостил у своего друга С. Соболевского, известного автора множества эпиграмм, библиографа и библиофила, с которым поэта связывала многолетняя дружба и издательские дела. Хорошо известно стихотворение, посвященное ему Пушкиным.

У Гальяни иль Кольони

Закажи себе в Твери

С пармазаном макарони,

Да яичницу свари.

На досуге отобедай

У Пожарского в Торжке.

Жареных котлет отведай

И отправься налегке…

Это настоящий путеводитель, с указанием мест, где можно вкусно покушать. Современного читателя, конечно же, удивит, как можно сварить яичницу? Вареной яичницей во времена Александра Сергеевича называли яйца-пашот.

Ресторан "Яръ"

В стихотворении «Дорожные жалобы» Пушкин вспоминает московский ресторан «Яръ», куда он частенько приходил с друзьями.

Долго ль мне в тоске голодной

Пост невольный соблюдать

И с телятиной холодной

Трюфли Яра вспоминать?

Особенно он любил сладкий холодный суп из малины и ревеня, который подавали здесь. В наше время он так же входит в меню ресторана под названием «Десерт Пушкина». Так же здесь можно было отведать "Уху на шампанском".

Пушкин посещал не только известные рестораны. Он с друзьями ходил покуролесить в кабаки и харчевни, переодевшись в старое платье. Поэту было интересно понаблюдать за нравами посетителей, да и самим предаться удовольствиям, которые здесь предлагали.

Вино, как обязательный атрибут трапезы

Любое застолье в кругу друзей и знакомых Александра Сергеевича, как правило, заканчивалось кутежом. Главными напитками аристократов того времени были шампанское и жженка, которую готовили из вина, рома, шампанского, сахара и кусочков ананасов. Вина были преимущественно французскими. Им поэт посвятил строки «Евгения Онегина»

Сначала эти разговоры

Между Лафитом и Клико

Лишь были дружеские споры…

Но ты, Бордо, подобен другу,

Который, в горе и в беде,

Товарищ завсегда, везде,

Готов нам оказать услугу

Иль тихий разделить досуг.

Да здравствует Бордо, наш друг!

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина…

Храм обжорства

Английский клуб, находился в усадьбе графа Л. Разумовского. Помимо дискуссий на политические темы, он славился и своей кухней. Во фруктовой комнате можно было отведать легкие закуски, салаты и фрукты. А из-за знаменитых обедов, клуб именовался «храмом обжорства». Здесь работали самые лучшие повара, да и сами обеды стоили очень дорого.

Пушкин был членом клуба, в котором собиралась вся аристократия города. Членский билет стоил 30 рублей, что по тем временам было очень дорого. Но за неуплату полагалось отчисление. Восстановление членства стоило 300 рублей. Однажды Пушкин попал в должники. Был исключен, но потом восстановлен.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Что бы вам хотелось отведать из вышеперечисленных блюд?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Очень интересно, а не сохранился ли рецептик ухи на шампанском? Может, подскажете?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.