Доисторическая птица высотой около 3,5 м и весом в полтонны найдена в крымской пещере

В былые времена, когда Землей правили не люди, а ее величество природа, биоразнообразие планеты превосходило самые смелые фантазии человека разумного. Вспомните современных животных: пингвинов, выдр, слонов, носорогов, лошадей, львов, медведей и прочее. Еще несколько миллионов лет назад их предки были выносливее, сильнее, злее. А главное – больше в размерах.

Это же касается птиц, которых многие ученые не без оснований считают потомками тех самых динозавров, безраздельно царствовавших сотни миллионов лет. Даже в наши дни некоторые страусы вырастают до 3 метров. Однако перед многими видами ископаемых пернатых современные нелетающие птицы кажутся щуплыми подростками. Например, представители гигантских бескилевых птиц-хищников моа в Новой Зеландии, вымершие по историческим меркам совсем недавно (в XVI веке), по массе превосходили страусовых вдвое. В Америке в доисторический период обитала целая плеяда так называемых птиц-террористов, чьи параметры превышали размеры быка: физорнис, фороракос, титанис, бронторнис, келенкен.

Сенсационная находка в Крыму

Казалось бы, какое нам дело до Новой Зеландии и Америки? Благодаря открытию российских ученых, самое прямое. Недавно специалисты Палеонтологического института им. Борисяка на крымском полуострове обнаружили окаменевшие фрагменты скелета самой большой птицы Евразии.

Найденный представитель вида Pachystruthio dmanisensis хорошо известен среди палеонтологов. Он относится к семейству гигантских страусов, обитавших в Северном полушарии. Подробности открытия представлены в палеонтологическом издании Journal of Vertebrate Paleontology.

Пища для ума

Само по себе открытие хоть и не выдающееся, но является значимым для ученых. Хотя бы тем, что уточнен старый ареал обитания крупной нелетающей птицы. Если ее останки обнаружены в Крыму, то с высокой долей вероятности она обитала и в предгорьях Кавказа, на территории Краснодарского края и соседних регионах. Ранее похожие окаменелости были найдены в Грузии. Учитывая, что данные птицы жили преимущественно в степях и саваннах, ареал может охватывать весь Причерноморский регион.

Птица-рекордсмен

Найденный представитель Pachystruthio dmanisensis любопытен сам по себе. Жил он 1,5-1,8 миллионов лет назад. Как раз в этот период Евразию колонизировали первые люди.

По костям благодаря специальным алгоритмам можно рассчитать размеры и вес древней птицы. Оказалось, обнаруженный в крымской пещере Таврида «страус» без натяжек является гигантом. Его рост сравним с вымершими новозеландскими птицами моа, достигая 3,6 метров. А вес и вовсе исполинский для пернатых – 450 килограмм! Это вчетверо больше африканских страусов и в 1,5 раза больше моа.

Среди известных ископаемых нелетающих птиц, некогда обитавших на других континентах, конкуренцию по весу и росту составляют только отдельные представители родов «слоновых птиц» с острова Мадагаскар. Например, Мадагаскарский эпиорнис (Aepyornis maximus) достигал 3-5 м в высоту при меньшей массе (около 400 кг). А самцы вида Vorombe titan при 3-метровом росте по расчетам могли весить более 700 кг (до 860 по косвенным данным). Также крупными габаритами некогда выделялись Дроморнисы из Австралии (3 м, 500-650 кг).

А вас впечатлили размеры «крымского страуса»?