Быстрее, чем когда-либо! Ремонт компьютера на космической станции занял всего 6 часов

Совершенно недавно российские и европейские инженеры подтвердили успех своей «операции на обнаженном сердце» компьютерного канала Международной космической станции. Команды космических агентств "Роскосмос" (РФ) и ESA (Европа) разработали методику, с помощью которой космонавты на борту космической лаборатории теперь могут модернизировать компьютеры (систему управления), корректирующие полет МКС и удерживающие ее в правильном положении. О ремонте ПК, который длился всего 6 часов, расскажем в статье.

Подготовка к ремонту

Инженеры на Земле тщательно анализировали и планировали процесс перед его реализацией в космосе. Специалисты обязаны были дать гарантии, что ремонтные работы будут выполнены на месте без риска для станции или пребывающих на ней людей.

«Этот вид анализа в основном осуществлялся за кулисами, - сообщает ESA. – Как правило, он не привлекает внимание общественности, если вдруг не произойдет какой-нибудь казус. Но усовершенствование ремонтных работ может повлиять на направления, к которым стремится НАСА и иные космические агентства. К примеру, это может быть полет на Луну, Марс, а, вероятно, и дальше».

Все, что пребывает на околоземной низкой орбите, размещено очень далеко от деталей, требуемых для ремонта. ЕКА заявило, что починка компьютера Международной космической станции является сложной задачей ввиду того, что требуется слишком много времени на возврат ее на Землю, наладку и новый запуск.

Специалисты утверждают, что новая процедура уменьшила время отладки с 6 месяцев до пары суток. Сотрудники ESA описали ее в заявлении как «эквивалентную операции на открытом сердце на поверхности Земли».

Открытие инженеров

Инженеры недавно сделали открытие, благодаря чему стали возможны разработки в области отладки ПК в космической лаборатории. Специалисты обнаружили, что большинство сбоев в этих компьютерах происходит на их печатных платах. Команды "Роскосмоса" и ESA изготовили новую печатную плату, форма которой и функции соответствуют старой модели. Но отремонтировать ее теперь можно с помощью более новых компонентов, которые найти намного легче.

В 2019 году, в январе, космонавты РФ заявили, что им удалось отремонтировать компьютер с помощью обычной замены старой печатной платы на новую. А недавно они заверили, что все машины на МКС работают должным образом.

Будущие проекты НАСА

Возможность ремонта в космосе и наличие запасных деталей может помочь МКС работать в заданном темпе до 2030 года и предоставлять ценные сведения для разработки иных орбитальных проектов. К примеру, это может быть программа НАСА под названием «Лунные ворота», согласно которой станция будет вращаться вокруг Луны, благодаря чему станет исследовательским центром членов экипажа и ученых (и, возможно, даже туристов), которые желают как можно лучше изучить естественный спутник Земли.

«Техническое обслуживание на Международной космической станции показывает, что специалисты в области проектирования имеют колоссальный опыт и все необходимые знания, требуемые для поддержки будущих миссий, - заявляют сотрудники ESA. - При этом оно обеспечивает более устойчивые операции, что создает беспроигрышную ситуацию».

Как вы считаете, в космосе вообще сложно ремонтировать что-либо?