Астрономы обнаружили черную дыру средней массы: им помог телескоп Hubble

Команда астрономов обнаружила доказательство существования неуловимого класса небесных тел. Речь идет о так называемых черных дырах средней массы, существование которых предсказывалось теоретиками, но не находило физического подтверждения. Один из загадочных объектов раскрыл свое существование, разорвав подлетевшую слишком близко звезду.

Недостающее звено космологии

Обычно черные дыры сверхмассивные. Они образуются после коллапса очень крупных звезд. Соответственно, изначально имеют большую массу. Неуловимый класс более легких черных дыр также был предсказан в теории. Однако их до этого обнаруживать не удавалось.

Нынешнюю находку можно в полной мере назвать знаменательной. Она означает, что существующая ныне концепция развития Вселенной верна. Черные дыры средней массы оставались недостающим звеном эволюции космоса.

Загадочная вспышка

Все началось в 2006 году, когда выведенная на орбиту агентством НАСА рентгеновская обсерватория "Чандра" в паре со спутником Европейского космического агентства XMM-Newton обнаружили мощную рентгеновскую вспышку, которой присвоили идентификатор 3XMM J215022.4−055108.

Характеристики рентгеновской вспышки оказались весьма любопытными. Она могла образоваться только двумя путями: охлаждением нейтронной звезды в нашей галактике Млечный Путь или проявлением загадочной черной дыры среднего класса за пределами нашей галактики, которой попалась "на зуб" пролетающая рядом звезда.

Ситуацию прокомментировал астроном Даченг Лин из Университета Нью-Гемпшира, руководивший исследованиями. По его словам, черные дыры подобного класса почти неуловимы. Прежде чем делать выводы об обнаружении одной из них, требовалось исключить альтернативные причины появления рентгеновской вспышки.

Трудяга "Хаббл"

Для этого на помощь "Чандре" привлекли космического тяжеловеса. Это ставший уже легендарным благодаря своим научным заслугам телескоп "Хаббл". Его направили на район, откуда поступил загадочный сигнал, для определения точного местоположения виновника рентгеновской вспышки.

В указанном районе "Хаббл" не нашел точечного источника излучения в нашей галактике. Значит, это не нейтронная звезда. Копнув поглубже, ученые обнаружили плотное звездное скопление на краю другой галактики. Исходя из теоретических расчетов, источником сигнала с высокой долей вероятности является давно искомая "средняя" черная дыра.

В конце концов нашли подходящий объект. Вернее, его "жертву" - остатки чем-то поглощаемой звезды. Исходя из динамики, удалось рассчитать силу гравитационного притяжения и массу дыры. Она равна 50 000 масс нашего небесного светила - Солнца.

А вы верите в существование черных дыр?