Температура на планете повысилась: ученые исследовали, как повлияла на климат пандемия

Распространено мнение, что причиной глобального потепления является загрязнение атмосферы планеты промышленными выбросами. По логике, очищение воздуха должно вести к нормализации климата. Но научные исследования показывают обратное. И в 2020 году, несмотря на снижение активности человечества, температура в ряде регионов Земли продолжала оставаться выше средних значений.

Единство противоположностей

Самое любопытное – это причина, по которой планету по-прежнему лихорадит. Да, действительно, из-за мирового локдауна многие предприятия остановили работу или снизили производственные мощности, транспорт стал меньше ездить, летать и плавать. В кои-то веки из космоса стали видны регионы, над которыми постоянно висел смог. Воздух действительно стал чище.

По иронии именно это обстоятельство и спровоцировало пусть небольшое, но зафиксированное учеными потепление. Исследователи обнаружили, что температура над рядом участков суши прошлой весной была на 0,2-0,5 градуса по Фаренгейту выше, чем обычно. Это связано… с отсутствием загрязняющих воздух частиц.

Тепловая аномалия

В течение определенного времени метеорологи фиксировали избыточное тепло, если сравнивать со среднегодовыми значениями, над рядом территорий планеты. В том числе над Россией, США и Китаем.

Повышение температуры связано с тем, что миллионы людей во всем мире остаются дома во время пика пандемии коронавируса. Это привело к уменьшению концентрации сульфатов и частиц сажи в воздухе, обычно выделяемых трубами предприятий, тепловых электростанций, автомобилями и другими видами транспорта.

Что происходит

Известно, что так называемый парниковый эффект формируется над планетой вследствие концентрации в атмосфере углекислого газа, метана и других компонентов. Они словно одеяло окутывают земной шар, сохраняя тепло. По идее, когда интенсивность выбросов в атмосферу снижается, должно утончаться и "одеяло", так как газы связываются растительностью, океанами и некоторыми живыми существами.

Однако ученые обнаружили влияние другого фактора. Прежде всего Земля получает энергию от Солнца. Парниковый эффект – явление вторичное. Когда атмосфера загрязнена, взвешенные в ней частицы различных химических элементов отражают часть тепла обратно в космос. Они словно стена между поверхностью планеты и светилом.

Однако воздух с введением карантина стал чище. Концентрация отражающих элементов снизилась, и Земля стала нагреваться уже не от парниковых газов, а непосредственно от Солнца. Вот такой неожиданный замкнутый круг.

Впрочем, переживать особо не стоит. Температурная аномалия совсем незначительна и не превышает одной десятой градуса по Цельсию. Явление интересно с научной точки зрения, но не несет негативных последствий для экосистемы.

Команда ученых Национального центра атмосферных исследований, возглавляемая климатологом Эндрю Геттельманом, обнаружила, что эффект потепления был наиболее сильным в средних и высоких широтах северного полушария. При этом явление было незначительным в большей части Южного полушария, где выбросы аэрозолей не так широко распространены.

Как думаете, действительно ли человечество повинно в глобальном потеплении, или это циклическое природное явление, совпавшее по времени с развитием цивилизации?