Хорошие новости: 75-80-летние люди живут дольше и лучше предыдущего поколения

Часто звучит мнение, что наши прабабушки и прадедушки, выросшие на парном молоке и натуральных продуктах, чуть ли не через одного были долгожителями. Однако более важным является не количество, а качество жизни. И в этом плане современные люди имеют преимущества.

Новые поколения крепче старых

Грубо говоря, лучше прожить 80 лет на своих ногах, здоровым и счастливым, чем 100 лет на таблетках и со старческой деменцией. Оказывается, в этом отношении ныне живущим поколениям повезло больше. Все же достижения медицины не прошли даром, а естественный отбор не является панацеей для эволюции.

Согласно новому европейскому исследованию, современные пожилые люди, как правило, живут дольше и здоровее, чем представители предыдущего поколения того же возраста. Если верить данным, опубликованным в "Журнале клинических и экспериментальных исследований старения" и других статьях по геронтологии, люди в возрасте от 75 до 80 лет, живущие сегодня, более физически и умственно здоровы, чем были 30 лет назад.

Жить стали дольше, жить стали веселее

Также ученые развенчали миф о предках-долгожителях. Хотя моя прабабушка прожила 95 лет, другим родственникам повезло меньше. Мне хочется думать о положительном примере и "силе генов", но если взять бесстрастную статистику и вывести среднюю арифметическую возраста всех почивших прадедов, картина будет не такой благостной.

Более того, цифры показывают, что за последние несколько десятилетий продолжительность жизни значительно увеличилась. То есть, у нас больше шансов стать долгожителями в сравнении с людьми ушедших эпох. Например, если средний возраст жителей Финляндии в 60-х годах 20 века составлял 52 года, то сейчас он приближается к отметке в 82 года.

Качество важнее количества

Однако говорить только о математическом увеличении продолжительности жизни некорректно. Гораздо важнее, сколько из этих "выигранных у эволюции" лет за счет гигиены, просвещения и медицины люди проводят в состоянии здоровья с относительно хорошим умственным и физическим функционалом.

Более длительная жизнь не обязательно означает более качественную. Кто-то из ученых остроумно подметил: "Мы можем добавить годы к нашей жизни, но не добавить жизни к годам". То есть, если человек серьезно болен, дышит на ладан, как у нас говорят, плохо соображает, что происходит вокруг, то его существование полноценным и радостным не назовешь.

В свете этой проблемы Всемирная организация здравоохранения недавно ввела новый показатель – "Ожидаемая продолжительность здоровой жизни". Однако специалисты столкнулись со сложностью, как ее высчитывать. Какие характеристики, физические и ментальные, считать объективными.

Очевидно, что надо разрабатывать некие нормативы для методики подсчетов, умственные и физические тесты. Но все мы разные, как по половой принадлежности, так и физиологической.

Уникальный опыт

И здесь на помощь спешат геронтологи из Финляндии. Оказывается, местные ученые уже много десятилетий ведут расширенную медицинскую статистику большой группы населения. Мониторинг велся и ведется до сих пор с целью снизить аномально высокое количество сердечных заболеваний, наблюдавшихся в 20 веке.

Финские специалисты говорят, что они находятся в уникальном положении, так как имеют возможность глубже изучить эту проблему, опираясь на накопленные статистические данные. Местные популяционные исследования включают подробные данные по здоровью пожилых людей нескольких последних поколений, 500 из которых находятся в возрасте от 75 до 80 лет.

Лучше, чем ожидалось

Повторяя физические и психические тесты, которые проводили с контрольной группой пожилых людей 28 лет назад, исследователи обнаружили, что сегодня у 75-80-летних наблюдается заметное и значимое улучшение состояния здоровья. Это оказалось неожиданным, особенно на фоне озабоченности ВОЗ.

Точные причины еще предстоит раскрыть, но у авторов исследования есть свои предположения. Прежде всего, 75-летний мирный период, длящийся со времен последней мировой войны, считается самым продолжительным в истории человечества. Отсутствие войн, провоцируемого ими голода и эпидемий, способствует глобальному улучшению физико-психологического состояния человеческой популяции.

Также нельзя сбрасывать со счетов продовольственный достаток. Наши бабушки и дедушки не имели возможности питаться разнообразной пищей, богатой витаминами и полезными веществами. Их рацион был натуральным, но обедненным скудным выбором продуктов.

Также нынешние результаты связаны с лучшим образованием, большими экономическими возможностями, научным подходом к здоровому образу жизни и физической активности. Гигиена и своевременная квалифицированная медицинская помощь – еще один кирпичик к качественному долголетию.

А сколько лет думаете прожить вы?