Ноутбук из 60-х выглядит современно: начало русской фантастики Ивана Ефремова

Иван Антонович Ефремов, годы жизни которого 1908-1972, известен в качестве советского палеонтолога, писателя-фантаста и общественного мыслителя. Он доктор биологических наук, с его именем связано развитие палеонтологии позвоночных в СССР. И сначала он получил мировое признание как ученый. А затем его узнали как великолепного писателя. Его идеями и по сей день вдохновляются фантасты и футурологи. Он может соперничать с Жюлем Верном, а также с Артуром Кларком по числу научных предсказаний, которые сбылись в реальности.

Ранние пророчества Ефремова

В 1944 г. И. А. Ефремов написал рассказ "Алмазная труба", где содержалось предсказание об открытии в Якутии богатейших алмазных залежей. По прошествии десяти лет туда отправились энтузиасты для проверки гипотезы писателя. И в 1954 г. была открыта кимберлитовая трубка "Зарница". Она находилась в трехстах километрах к югу от мест, описанных в рассказе.

Открытие на юге Алтая месторождения ртутных руд является еще одним сбывшимся пророчеством Ивана Антоновича. Оно было описано им в "Озере горных духов". Еще один рассказ - "Атолл Факаофо" - также стал пророческим, в нем предсказаны особенности того, как ведут себя жидкие кристаллы.

Юрий Денисюк, который изобрел голографию, в одном из интервью рассказал, что идеей голографии он вдохновился, когда прочитал фантастический рассказ Ивана Ефремова "Тени минувшего" (1945 г.) и написанную им в 1946 г. повесть "Звездные корабли".

В более поздних произведениях мастера научной фантастики также присутствуют сбывшиеся пророчества.

"Туманность Андромеды"

В этой книге в числе прочего речь идет о принципе геостационарной орбиты спутников и изложена идея трехмерного телевидения. Этот роман для советской фантастики стал весьма значительным. Воображение читателей потрясла утопия о коммунистическом будущем. Книга была экранизирована, а лента сильно повлияла на кинофантастику XX в.

Ее главного персонажа звали Дар Ветер, и это имя в несколько измененном виде - Дарт Вейдер - стало именем главного злодея в космической эпопее Джорджа Лукаса. Хотя это лишь предположение исследователей, но нужно отметить, что и книга "Туманность Андромеды", и фильм с таким же названием выходили в Соединенных Штатах.

"Туманность Андромеды" произвела буквально ошеломляющее впечатление и оказала огромное влияние на всю последующую советскую фантастику. Это было первое произведение такого взлета фантазии, такого полета духа.

Так охарактеризовал этот роман писатель-фантаст Аркадий Стругацкий.

"Час быка"

В этой антиутопии Ефремовым во многом предсказано современное общество потребления. В КГБ роман посчитали антисоветским пасквилем. Его долгое время не переиздавали. Но в итоге его ждала долгая жизнь, которую, наверное, не предполагал и сам автор.

В "Часе быка" рассказывается о планете Торманс, колонизированной землянами. Когда туда прибывает группа исследователей с Земли, она обнаруживает общество тоталитарного типа, управляемое олигархической верхушкой. Людей здесь разделяют на касты еще в раннем возрасте. Одна из них - кжи - короткоживущая невежественная рабочая сила, а вторая - джи - образованная элита, живущая очень долго.

Этот общественный строй ассоциировался со смесью капитализма и коммунизма по китайскому типу. На тот момент как раз разошлись пути Советского Союза и Китая. Однако при внимательном рассмотрении в антиутопии можно увидеть и эпоху застоя, и лихие девяностые, и конъюнктурное переписывание истории. Во многих отношениях книга актуальна и сегодня.

"Таис Афинская"

Эта книга является последним романом Ивана Ефремова, который увидел свет уже после кончины писателя. Посвящен он эпохе Александра Македонского. В нем описываются приключения Таис - легендарной гетеры из Афин. Хотя в основе произведения лежат реальные исторические документы, в ней много выдуманных событий и персонажей.

В этой книге есть такие строки:

На изгаженном, вытоптанном месте не вырастает любовь к своему народу, своему прошлому, воинскому мужеству и гражданской доблести. Забыв о своем славном прошлом, народ обращается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо и выпить вина!

И они так же современны и значимы, как и все произведения Ефремова. В честь этого замечательного писателя назвали минерал ефремовит. А в 1976 году, 2 мая, была открыта малая планета (2269), которую назвали Ефремиана.

А вы знакомы с произведениями Ивана Ефремова?