Роман-сказка "Три толстяка" был опубликован четыре года спустя после создания, а позже работы писателя не издавали: судьба Юрия Олеши

Юрий Карлович Олеша, годы жизни которого 1899-1960, известен в качестве русского советского писателя, киносценариста, поэта, драматурга, журналиста. Он появился на свет в Елисаветграде (сейчас он называется Кропивницкий и находится в Кировоградской области на Украине) в семье обедневших дворян, выходцев из Белоруссии. В двадцатых годах прошлого века он входил в состав Одесского литературного кружка, будучи одной из его ключевых фигур. 10 мая исполнился 61 год со дня смерти писателя. Самое известное из его произведений - сказка "Три толстяка".

Соревнование с Андерсеном

В 1924 году произошло знакомство Юрия Олеши с Валентиной Грюнзайд, которой тогда было 13 лет. Она была дочкой чайного поставщика и жила напротив дома писателя. Валя рассказала ему, что ей очень нравятся сказки Г. Х. Андерсена, а он в ответ дал обещание, что специально для нее сочинит историю, которая превзойдет произведения писателя из Дании.

Так он начал работать над книгой "Три толстяка", которую критики характеризуют как роман-сказку. Писалась она весьма необычным образом. Олеша потихоньку отматывал в типографии бумагу от газетного рулона, а затем по ночам у себя в комнате, раскатав ее на полу, занимался сочинением сказки. Она была окончена за восемь месяцев. У главной героини Суок были прототипы. Это Серафима Суок, которая ранее была возлюбленной автора, а также две ее сестры - Ольга с Лилией.

Роман "Зависть"

Однако "Трем толстякам" не суждено было быстро попасть в печать. По мнению издателей, писать в сказочной форме о революции было неуместным. В 1927 году был напечатан роман Юрия Олеши "Зависть", который был встречен на ура. Так, Максим Горький отметил "хорошую дерзость" произведения. А Владимир Набоков и Владислав Ходасевич написали о таланте Олеши. А вот слова о романе критика Марка Слонима:

Содержание концентрируется вокруг конфликта между человеком и эпохой. Эпоха требует от человека, чтобы он включился в работу нового гигантского социального механизма, пожертвовав чувствами, личным счастьем, трансцендентальными ценностями.

По прошествии двух лет по мотивам книги поставили спектакль под названием "Заговор чувств". И лишь после этого впервые издали "Трех толстяков". Это произошло в 1928 году. В 1930-м сказка была инсценирована. Владимир Немирович-Данченко, знаменитый театральный режиссер в 1931 году замечал:

Из всех пишущих для сцены я чувствую драматурга настоящего пока только в трех - Булгаков, Афиногенов и Олеша.

В пятидесятых годах прошлого века по мотивам сказки был поставлен балет. А одноименный фильм, который снял актер и режиссер Алексей Баталов, вышел на экраны в 1966 году.

Запрет на печать

Пьеса "Список благодеяний" была написана Олешей в 1930 году. В ней присутствуют записи главной героини о благодеяниях, присущих советской власти и о совершенных ею преступлениях. Вот отношение девушки к новому государству:

Мыслью я воспринимала полностью понятие коммунизма. Мозгом я понимала, что торжество пролетариата естественно и закономерно. Но ощущение мое было против, я была разорвана пополам.

Режиссер Всеволод Мейерхольд хотел воплотить это произведение на сцене, но ему запретили делать это. Юрия Олешу в составе группы писателей стали критиковать на собраниях, призывая "слиться с массой", писать проще, более прямолинейно. Но он отказался от этого и в своем дневнике отметил, что на этом для него литературе настал конец. После этого его книги уже не публиковались.

Писателю пришлось вынужденно молчать вплоть до пятидесятых годов. Но и после снятия запрета на его произведения он творил мало. Сборник под названием "Ни дня без строчки" вышел уже после его смерти, в 1965 году. Он состоит из записных книжек автора, его дневников, заметок и архивов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы помните фильм "Три толстяка"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.