Роман "Евгений Онегин" создавался А. С. Пушкиным в период 1823-1831 годов, то есть почти двести лет назад. Понятно, что с тех пор жизнь сильно изменилась, некоторые слова устарели и теперь многим непонятны. Одни из них стали историзмами, то есть обозначают предметы, которые уже не используются в обиходе, а другие рассматриваются как архаизмы - они заменены синонимами в современной речи. Рассмотрим семь слов из "энциклопедии русской жизни", в числе которых четыре историзма и три архаизма.
"Дроги"

Это устаревшее слово, относящееся к историзмам, у Пушкина употребляется в таком контексте:
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, -
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
Дрогами называли повозку без кузова на четырех колесах, зачастую их изготавливали самостоятельно. В начале XIX в. русские помещики использовали данное средство передвижения, разъезжая по деревне либо отправляясь на охоту. Когда Евгений Онегин не желал видеть назойливых соседей, экипаж ему подавали с заднего крыльца.
"Шлафор"
Эту лексему, которая также перешла в разряд историзмов, автор применил, описывая метаморфозы, происшедшие с годами с матушкой Татьяны Лариной:
Но скоро все перевелось:
Корсет, альбом, княжну Алину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.
Шлафор, который еще называли шлафроком, представлял собой свободную домашнюю одежду, напоминавшую халат. У шлафоров не было пуговиц, но присутствовал пояс и карманы. Они шились из шелка или кашемира, украшались кружевами, вышивкой.
"Брегет"
И еще один компонент из словарика историзмов, составленного по роману-эпопее:
Еще бокалов жажда просит
Залить горячий жир котлет,
Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Брегетом называли карманные часы с боем. Знаменитый часовой мастер Абрахам-Луи Бреге, француз швейцарского происхождения, в 1808 году открыл в России свое представительство. Часы пользовались большой популярностью у аристократов, и слово "брегет" стало нарицательным для любых часов с боем.
"Облатка"

Когда Татьяна писала письмо Евгению, она сильно волновалась:
Татьяна то вздохнет, то охнет;
Письмо дрожит в ее руке;
Облатка розовая сохнет
На воспаленном языке.
Здесь речь идет о небольшом бумажном кружочке, прямоугольнике или квадрате, посредством которого склеивалась бумага и запечатывались конверты. Его использовали и для служебной надобности, и в частной переписке. Госорганы нередко имели фирменные облатки. Они были характерны для различных министерств, для суда, для почты. В России они приобрели популярность во второй половине XVIII века. В XIX веке они стали предметом коллекционирования, например, их собирал Чарльз Дарвин.
"Анахорет"

Теперь речь пойдет об архаизмах в романе "Евгений Онегин", к которым в частности принадлежит и "анахорет". Так Пушкин называет Онегина, жившего в деревне в уединении:
Онегин жил анахоретом:
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке...
Анахорет - это пустынник, отшельник, удалившийся от мира. Теперь именно два последних слова употребляются для обозначения данного понятия.
"Васисдас"
В описании петербургского утра мы читаем у Пушкина:
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
Этот архаизм происходит от немецкого словосочетания was ist das, обозначающего вопрос: "Что это такое?" Здесь имеется в виду форточка, а в романе в частности говорится об окне в стене магазина, где открывалась створка или решетка.
"Плошка"
Приехав на бал, главный герой увидел, что перед ним:
Усеян плошками кругом
Блестит великолепный дом.
Слова "плошка" является архаизмом. Хотя сейчас дома снаружи и не освещаются круглыми сосудами со свечой или фитилем, наполненными горючей жидкостью, но их вполне можно использовать при отсутствии электрического освещения. И называются они масляными лампами.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание