Иммунная система человека так же уникальна, как  отпечаток пальца или ДНК: новое исследование

Иммунная система абсолютно каждого человека уникальна. К таким выводам пришли ученые после исследования антител в крови здоровых и больных людей. Сам эксперимент проводился на фоне пандемии коронавирусной инфекции. Данное открытие ученых уже в ближайшем будущем сможет помочь объяснить, почему именно вакцины против КОВИД-19 для одних людей работают, а для других оказываются абсолютно неэффективны. Одновременно с этим исследование позволяет извлекать особо действенные антитела из крови и применять их для лечения пациентов с коронавирусом.

Особенности иммунной системы человека

Ежедневно организмы всех людей сталкиваются с большим количеством самых разнообразных микробов. Последние применяют различные уловки, чтобы поселиться в теле хозяина и взять под контроль работу его органов. К счастью, у всех людей есть защита — иммунная система.

При хорошей ее активности организм без труда борется с вредоносными инфекциями и воздействием агрессивных патогенных агентов. Важной частью ее арсенала выступают белковые молекулы или антитела. В изобилии они присутствуют в крови и образуют так называемую первую линию защиты, когда появляется микроб.

Профиль антител

Каждому такому микробу требуется разный арсенал оружия или антител для наиболее эффективной с ним борьбы. Организм человека производит миллиарды антител, но все они не воспроизводятся единовременно. Специфические белковые молекулы вырабатываются только в ответ на определенный микроб.

Например, в случае проникновения коронавируса организм начинает продуцировать некоторые антитела. При заражении гриппом они уже будут немного, но отличаться. А для борьбы с бактериальной инфекцией требуется уже новый набор белковых молекул.

Два неожиданных открытия ученых

Теоретически, тело каждого человека может воспроизводить триллионы антител. Однако к удивлению ученых в крови как здоровых, так и зараженных коронавирусом людей присутствовало несколько сотен различных белковых молекул. При этом концентрация и была достаточно высокой.

Вторым неожиданным открытием оказалась необычная реакция имунной системы на патогенных агентов. Она варьировалась в зависимости от организма человека, а профиль антител у каждого из них оказался уникальным. Их концентрация также менялась в зависимости от периода болезни, прохождения вакцинации. Результаты подобных открытий теперь позволяют объяснить, почему некоторые в большей степени склонны к заражению коронавирусной инфекцией или гриппом, почему одни люди выздоравливают быстрее, а другие мучаются от осложнений.

Комментарии экспертов

До недавнего времени ученые не могли оценить точную картину отображения антител в крови. Однако благодаря масс-спектрометрии это сделать удалось. Данный метод исследования позволяет разделить вещества на основе их молекулярного состава.

Именно масс-спектрометрия использовалась для оценки профилей антител у КОВИД-положительных пациентов и людей, прошедших вакцинацию от данного заболевания. Ученым не удалось ни разу встретить одинаковых антител у даже двух разных людей, в том числе при вакцинировании одинаковыми препаратами. Теперь можно с уверенность утверждать, что профиль антител абсолютно каждого человека уникален. По своей уникальности его можно сравнить с отпечатком пальца или ДНК.

Данное масштабное исследование обязательно будет применяться в медицинской практике. Например, для создания прививок или лекарств, которые уже будут адаптированы к иммунной системе. И для всех этих целей будут использоваться данные о профилях антител, полученные посредством масс-спектрометрии.

Вы уже болели новой коронавирусной инфекцией?