Кажется, что туберкулез – это болезнь прошлого. В больших городах о нем почти не говорят, статистика улучшается, а флюорография давно стала формальностью. Но стоит отъехать от них на пару тысяч километров, как картина резко меняется.

Глобальная проблема
В 2023 году туберкулез вернул себе звание самой смертоносной инфекции в мире, обогнав COVID-19. Им заболели более 8 миллионов человек, а умерли 1,25 миллиона – втрое больше, чем от коронавируса. Россия в этом печальном рейтинге занимает первое место в Европе по абсолютному числу заболевших – 55 тысяч случаев в год.
Но если смотреть на статистику в пересчете на 100 тысяч населения, мы на девятом месте. "ВОЗ оперирует расчетными данными, а у нас конкретные пациенты", – объясняет эту ситуацию главный фтизиатр страны Ирина Васильева. Она говорит, что за десять лет заболеваемость туберкулезом в России снизилась вдвое, а смертность – втрое.

Эпицентр туберкулеза
В России ситуация следующая: в Москве и Петербурге заболеваемость действительно низкая, а вот в регионах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, цифры пугают.
Возьмем, к примеру, Иркутск и Иркутскую область. В прошлом году здесь выявили 1109 новых случаев (47,6 человека на 100 тысяч населения, показатель заболеваемости в полтора раза выше среднего по стране).

Почему здесь так много больных? По словам медиков, причины следующие:
- Социальные факторы – безработица, низкий уровень жизни, алкоголизм.
- Большое количество исправительных учреждений – рассадников инфекции. Заключенные, которые освободились, оседают здесь же, что создает дополнительные риски.
- Последствия COVID-19. Во время пандемии люди реже проходили флюорографию, и болезнь выявляли позже.
Главная проблема – профилактика. 141 человек из вновь заболевших не проходили флюорографию больше пяти лет, 110 – больше трех. "Люди вернулись к врачам после ковидных ограничений, и мы стали находить то, что годами оставалось незамеченным", – признаются врачи. Пандемия не только отвлекла ресурсы, но и научила людей бояться поликлиник.

Лечить сложно, а болеть дорого
Еще одна проблема – устойчивые формы туберкулеза, которые не поддаются стандартному лечению. Россия – вторая в мире после Индии по числу таких случаев (в 2022 году их было 19 тысяч). Стандартные схемы здесь не работают, приходится использовать препараты второй линии, у которых много побочных эффектов.

В случае устойчивой формы туберкулеза:
- Лечение длится не 6 месяцев, а год или два.
- Препараты дороже и токсичнее, а пациенты их сложно переносят.
- Если человек прерывает терапию, болезнь возвращается.
Кто в группе риска
Раньше считалось, что туберкулез – болезнь заключенных и бездомных. Но сегодня заразиться может кто угодно и даже социально благополучные люди. В группе риска:
- Дети и подростки, у которых иммунитет еще не сформирован (так, в Иркутской области они составляют 3,5% от общего числа заболевших).
- Люди с хроническими болезнями (ВИЧ, диабет, почечная недостаточность).
- Те, кто долго игнорирует симптомы (слабость, кашель, ночная потливость).
Увы, но туберкулез может коснуться каждого.
Как не пропустить болезнь
Симптомы туберкулеза коварны: это кашель, слабость, температура 37,2 °C. Люди годами списывают это на стресс или простуду, а тем временем бактерия разрушает легкие. Врачи предупреждают, что инфекция может дремать годами, а проснуться на фоне стресса, недосыпа или другого заболевания.
Что делать, чтобы не пропустить болезнь:
- Раз в год проходить флюорографию, даже если ничего не беспокоит.
- Детям делать пробы Манту или "Диаскинтест", иначе можно пропустить болезнь.
- Обращать внимание на самочувствие. Длительный кашель, температура 37–38 °C – повод сходить к врачу.
Этого достаточно, чтобы поймать болезнь на ранней стадии.
Заключение
Пока мир борется с новыми вирусами, туберкулез напоминает, что никуда не исчез, а просто стал менее заметным в мегаполисах и переместился в регионы.

В одних районах статистика улучшается, но в других люди по-прежнему умирают от болезни, которую можно вылечить, если обнаружить вовремя.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание