Самый узнаваемый кадр из "Итальянцев в России" оказался "невозможным" трюком

Гениальный советский и российский режиссер, непревзойденный мастер комедии Эльдар Рязанов, старался избегать или сводить к минимуму комбинированные кадры, стремясь, чтобы все трюки в них делать «чистыми». Ярким примером такой позиции стала знаменитая лента о приключениях итальянцев в России. В съемках этой комедийной картины не использовались особые кинематографические эффекты.

Как посадить самолет на шоссе

Вероятно, многие помнят кадры, когда многотонный "Ту-134" садится на оживленное шоссе. Подобного кадра, не приукрашенного комбинированными съемками, в мировом кино не было. Объясним, почему это невозможно сделать технически. При посадке на взлетно-посадочную полосу реактивный лайнер, с такой силой ударяет о покрытие, что выдержать его может асфальт или бетон толщиной не менее 80 сантиметров. Шоссейных дорог с таким покрытием в мире не существует, за исключением секретных, на которые закрыт доступ. Что касается гражданских автострад, ни одна из них не смогла бы выдержать посадки тяжелой машины.

Оригинальное решение

Обсудив все возможные варианты, съемочная группа решила «загримировать» аэродромную полосу под шоссе. Опознавательные знаки, прожектора и другие авиационные обозначения были удалены со взлетно-посадочной полосы. На бетоне маляры нанесли белые линии, которые можно видеть на автострадах. Вдоль нее посадили деревья, установили киоски, светофоры. Здесь же появились дорожные указатели. Но основная задача заключалась в том, что самолет надо было посадить среди едущих машин. Какой летчик сможет с этим справиться?

Поиск подходящей кандидатуры

Невероятно сложный трюк снимали на Ульяновском аэродроме, где базировалась школа пилотов гражданской авиации. Занимавший в ту пору должность заместителя начальника этого учебного заведения – Иван Таращан поставил съемочной группе условие: необходимо взять в Министерстве гражданской авиации разрешение на полет с нарушениями. Только в этом случае он обещал выполнить трюк. Как и следовало ожидать, в министерстве даже не стали обсуждать этот вопрос, сказав, что это смертельно опасно. Рисковать не хотел никто. Поэтому Рязанов вернулся в Ульяновск без необходимого письма.

Летчик высочайшей квалификации Иван Таращан вначале категорически отказался нарушать инструкцию — действительно было рискованно сажать самолет на взлетную полосу, по которой на высокой скорости едут автомобили. Но замечательному пилоту где-то в глубине души очень хотелось совершить этот трюк. Прекрасно осознавая огромную ответственность, лежащую на нем, он потребовал, чтобы машины были только легковыми и вести их должны летчики: в чрезвычайной ситуации они быстро и безошибочно сориентируются.

Были приглашены все летчики, имеющие личные автомобили. Примечательно, что никто из них не отказался от участия в опасной съемке. Вероятно, сказалась вера в высокий профессионализм своего руководителя. Так, в фильме появились кадры, на которых по «шоссе» мчатся легковые автомобили навстречу друг другу, а Таращан сажает на него огромный лайнер. К слову, сделал он это блестяще.

В прессе после выхода картины встречалась информация, что этот трюк сняли лишь с шестого дубля, и все шесть раз великолепный пилот безупречно сажал машину. Эта информация не имеет официальных подтверждений. Сложно поверить в то, что итальянские продюсеры, которые экономили на всем, выделили средства на несколько взлетов огромного лайнера. Да и опасность трюка исключает возможность его многократного повтора.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Стоит ли так рисковать для создания удачных кадров?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
-1
а бежать спринтерскую гонку или играть в хоккей или лететь на коньках или спускаться с трапмлина - не риск?
Копировать ссылку
Елена, в перечисленных Вами ситуациях человек рискует собственным здоровьем и жизнью и это его право. В описанном эпизоде, риску подвергались десятки людей.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.