Достижение ученых: исследователям из отдела охраны дикой природы Оксфордского университета удалось обнаружить вымирающий вид слонов на снимках из космоса при помощи искусственного интеллекта

В настоящее время технологии позволяют различать на снимках из космоса даже самые мелкие объекты — отдельных животных или, например, деревья с возможностью определить вид. Ученые из Оксфордского университета обработали снимки при помощи искусственного интеллекта и неожиданно для себя обнаружили слонов. Оказалось, что это редкий вымирающий вид, увидеть который с Земли не удавалось уже многие годы.

Сокращение популяции слонов

За 100 последних лет численность африканских слонов (Loxodonta africana) уменьшилась в несколько раз из-за браконьерства, а также действий местных жителей. Слоны наносили вред их посевам, уничтожая урожай, за что часто расплачивались жизнью. Также вид вымирает из-за утраты привычной среды обитания. Вот почему так важно постоянно мониторить их численность, но сделать это до сих пор было непросто.

В настоящее время слонов отслеживают, чаще всего, с самолетов. В саванне это обычная практика, но, к сожалению, не слишком эффективная. Исследователи сталкиваются с множеством проблем, начиная от плохой видимости и заканчивая невозможностью попасть в отдельные далекие районы. Ведь самолет нужно поднять и посадить, а это возможно не везде. К тому же такой способ очень затратен и сложен с точки зрения логистики.

Новейшие технологии

Ученые из Оксфордского университета (факультет зоологии и инженерный факультет) поставили перед собой амбициозную задачу эту проблему решить. Им помогла процедура дистанционного зондирования и обработки спутниковых снимков. Был проведен глубокий анализ каждого из них с помощью искусственного интеллекта для изучения проблемы контроля популяций.

Спутниковый мониторинг — метод новый, но уже получивший признание во многих странах. Здесь не требуется присутствие человека на земле, что хорошо для животных, ведь нет риска вмешательства в их жизнь. Также это ограждает и людей от опасности во время сбора данных о популяции, например, тех же слонов. Становятся доступными самые отдаленные районы, куда нельзя добраться даже на самолете.

Огромная работа во имя науки

Главной проблемой использования мониторинга со спутника является огромное количество изображений, которые нереально отсмотреть вручную. Однако искусственный интеллект может делать это за считанные минуты. Кроме того, компьютер практически не ошибается, что было доказано учеными много раз. Система распознала слонов на фото и сама вычислила, что это редкий исчезающий вид. Людям на это потребовались бы месяцы, а то и годы.

Чтобы разработать такой метод, был создан набор обучающих данных для нескольких сотен южноафриканских слонов. Именно его позже внесли в сверточную нейронную сеть. Ученые говорят, что дистанционное зондирование поможет сохранить редкий вид слонов от вымирания. Ведь теперь за ними следить станет гораздо проще.

А что вы думаете о новой разработке ученых?