Как злятся муравьи? Ученые обнаружили механизм, который активирует агрессивное поведение

Даже для человека, не говоря уже о животных, отличить друга от врага бывает проблематично. Зачастую эти трудности могут вызвать агрессию и злость. Но это люди. А как обстоят дела, например, с насекомыми. Недавно проведенное исследование позволило ученым понять механизм, который заставляет муравьев проявлять агрессию.

Что стало ясно в результате исследования

В новом исследовании, опубликованном в Журнале экспериментальной биологии, ученые из отдела биологических наук университета Вандербильта сообщают об окончательных доказательствах специфического механизма муравьев, который отвечает за активизацию агрессивного поведения по отношению к другим муравьям.

"Эусоциальные муравьи - один из самых больших успехов в эволюционной биологии, который стал возможен в немалой степени благодаря поведению и взаимодействию особей между собой", - сказал Лоренс Цвибель, автор статьи и председатель кафедры биологических наук университета Вандербильта.

В течение многих лет исследователи выдвигали гипотезу, согласно которой у муравьев есть специфические химические маркеры, которые играют ключевую роль в их взаимодействии. Удивительно не наличие этих маркеров, а тот факт, что они очень точно декодированы определенными рецепторами, а значит при действии определенных раздражителей, муравьи становятся агрессивными.

Почему злятся муравьи

Муравьи способны отличать своих сородичей от особей - не сородичей. Это происходит благодаря маркерам, в состав которых входят специфические одоранты. Ученые назвали их "оболочкой многих запахов". Они отвечают за испускание сложных ароматических смесей, которые являются своего рода личными идентификаторами других муравьев.

Ученые пришли к выводу, что муравьи способны расшифровывать специфические соединения на муравьях-нарушителях из других колоний. В результате "активизируется" агрессия, которая является своего рода защитной реакцией. Проще говоря, муравьи пытаются защитить себя и свое гнездо от чужаков.

Как проводилось исследование

Чтобы изучить этот механизм, Цвибель и аспирант Стивен Фергюсон собрали муравьев из девяти различных колоний.

Перед тестированием они использовали определенный химический агент, ранее обнаруженный лабораторией Zwiebel, чтобы блокировать или чрезмерно возбуждать муравьиные обонятельные рецепторы. Они создали мини-дуэльные арены для двух муравьев (либо из одной, либо из разных колоний). Во время каждого теста они снимали муравьев, чтобы оценить взаимодействие, основанное на их агрессивном поведении. Наиболее распространенными реакциями оказались выпад, укус или волочение.

В то время как муравьи с нормальными рецепторами продолжали распознавать и бороться с муравьями из других колоний, у муравьев с заблокированными или чрезмерно активированными рецепторами агрессия либо совершенно отсутствовала, либо была слабо выражена.

Исследование показало, что если нет четкой и недвусмысленной угрозы, то муравьи не станут проявлять агрессию. Ученые также предположили, что этот процесс, возможно, способствовал эволюционному успеху этих насекомых.

Умеренная агрессия - необходимый механизм самозащиты. Так ли это?