Запад продолжает проверять давно умерших знаменитостей на политкорректность: очередной подозреваемый – философ XVIII века Иммануил Кант

Искусство скандалов неисчерпаемо. В антропологии Иммануила Канта есть несколько аспектов, которые, по меркам современности, можно было бы назвать расистскими. Эта новость захватила внимание СМИ после того, как подобные обвинения коснулись Шекспира и Марка Твена.

Георг Гегель восхвалял войну, Фридирих Ницше провозглашал необходимость рабства, Вальтер Беньямин употреблял слово «цыган». Можно было бы продлить список «скандальных» мыслителей до бесконечности.

Антирасизм - уже не равенство, а идеология

То, что сейчас происходит, можно было бы назвать трибунализацией прошлого. Политкорректность затрагивает мышление и проникает глубоко в историю. При этом ненависть к белым людям теперь сосредоточена на мудрецах из прошлого. Это самая крайняя форма культурной революции со времен Мао. Последовательно защитники добродетели заменяют логическое мышление самооправданием.

Статус жертвы вместе с пафосом возмущения делает излишними любые рассуждения. При этом новые якобинцы уже давно не довольствуются языковыми гигиеническими мерками. Сейчас мы переживаем вторую фазу политкорректности: фанатичную борьбу образов.

Несмотря на то что прошлое по-прежнему остается незыблемым и неизменным, история продолжает переписываться. Детские книги урезают, очищают от «опасных» деталей и подвергают цензуре. Новая гендерная Библия освобождает Бога от статуса Отца. Улицы переименовывают, праздники исправляют, а памятники свергают.

Политический остракизм

В Америке обозначением нового движения стало слово «вок». Имеется в виду, что моралистические стандарты прилагаются даже к прошлому. Культура Woke и Cancel является самой авторитарной из тех, с которыми мы столкнулись со времен Второй мировой войны.

Становится модным не понимать, а судить. Так выражение «Я обвиняю» стало мировой формой политической агитации. Слово «расистский» при этом действует во всем мире как кодовое, открывающее новым якобинцам доступ к средствам массовой информации и политике. И это, к сожалению, относится даже к ученым, которые делают ставку на выделяемые средства для исследований.

На карту поставлена судьба западного рационализма

То, что Кант, философ просвещения, стал жертвой трибунализаторов, должно привести к пониманию, что теперь на карту поставлена судьба западного рационализма. В академических кругах Франции, родине свободомыслия, теперь свободой и не пахнет. Новую форму религии можно назвать деконструктивной.

Избавление от бремени великих

Категорический императив Канта, как известно, предписывал человеческому роду невежество, незнание и отсутствие любознательности. В обвинительных речах, выдвинутых против философа, в вину ему ставится также то, что он критикует народные движения в защиту беженцев. Интересно, что обвинителей никак не смутил тот факт, что Кант, в силу объективных причин, и знать не знал о существовании этих людей. Он был обвинен и в том, что вообще смеет печатать статьи, критикующие студенческие сборища, называемые «генеральной ассамблеей», которые есть Святая Святых институции бедных жертв ультралиберализма. Ведь жертв нельзя критиковать, на них можно только молиться. Это категорический императив.

Можно ругать Канта, не читая его, потому что последнее очень утомительно. Если мысль философа в удобоваримой форме в голову никак не лезет, а понять ее все же хочется, то лучше всего обратиться к лекционным пересказам его идей. Живая речь по форме своей гораздо менее формализована, а значит, проще для понимания.

Это, конечно, важный мотив духовных талибов: избавиться от бремени великих душ. Вы приклеиваете ярлык великому, и вам больше не нужно иметь с ним дело. «Выставить на обсуждение» теперь заменяет глубокое изучение.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы когда-нибудь пробовали читать Канта?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.