Спи сладко: ученые выяснили, что крепкий сон укрепляет эмоциональное здоровье

Весь день мы стараемся успеть сделать много дел. Наступает вечер, а все не до сна. Нужно решить все оставшиеся проблемы, пообщаться с родными, приготовится к новому дню. В результате на сон остается все меньше времени. А ведь это первый шаг к нервному истощению и болезням.

Житейская мудрость

«Хороший смех и долгий сон - лучшие лекарства». Это известная поговорка, которая и сегодня не теряет своей актуальности. Все мы знаем из личного опыта, что недосыпание увеличивает шанс заболеть, а крепкий ночной сон восстанавливает силы. Молодым мамам тяжелей всего приходится потому, что сон у них прерывистый. Они периодически встают, чтобы проверить состояние малыша, покормить или переодеть его.

До недавнего времени врачи до конца не понимали, почему сон часто является лучшим лекарством для борьбы с инфекциями, почему хорошая гигиена сна сохраняет нас здоровыми.

Современные исследования

Ученые работали с группами людей, которые отдыхают не менее 8 часов в день. Одновременно велись и другие, в которых создавались условия мешающие высыпаться. Среди ночи многократно звонил будильник, включался свет. То есть фаза глубокого сна не наступала.

Исследователи смогли определить, что сон улучшает деятельность иммунных Т-клеток. Эти результаты позволили лучше понять, почему сон улучшает способность бороться с инфекциями. Соответственно, повседневные факторы, связанные с бессонницей (сюда можно отнести хронический стресс), делают вас более восприимчивыми к болезням.

Т-клетки и иммунитет

Ученые стараются выяснить, как работают антитела, каковы условия для их выработки. Это важно для того, чтобы создавать современные лекарства, которые активизировали бы естественную борьбу с вирусами и бактериями. Были проведены исследования и с Т-клетками.

Это тип лимфоцитов, подтип лейкоцитов. Они играют важную роль в клеточном иммунитете и активно участвуют в общем иммунном ответе организма. Специалисты поняли, что здесь может содержаться ответ на вопрос и продолжили исследования. Как правило, когда Т-клетки распознают зараженную вирусом клетку, они активируют что-то напоминающее липучку. Она носит название интегрина. Проводились исследования с целью найти специфические сигналы для активации интегринов. Но успехом они не увенчались.

От противного

Раз уж с этой стороны подойти к вопросу повышения иммунитета не получилось, ученые продолжили изучать факторы, которые заметно его снижают. Большое внимание получило влияние сна, его количества и качества, на способность сигнальных молекул регулировать активацию интегрина.

Полученные результаты были хоть и ожидаемыми, но очень интересными. Ученые обнаружили, что наше здоровья напрямую зависит от сна. Если человек хорошо отдыхает, то есть регулярно встает не раньше, чем через 8 часов после засыпания, то активация интергина при появлении в организме вирусных клеток происходит моментально. Но все не так радужно. Есть клетки агонисты, которые не позволяют Т-клеткам активировать свои интегрины. Их количество растет при таких патологических состояниях, как рост опухоли, малярия, стресс и гипоксия.

Предварительные выводы

Результаты наглядно показывают, что для снижения иммунитета достаточно всего пары часов потери сна. Об этом нужно помнить. Лучше отказаться от позднего просмотра фильма и хорошо выспаться. Это открытие не стало прорывным, но указало на дальнейшие пути для работы.

Сон обладает потенциалом для повышения эффективности иммунного ответа. Это особенно актуально в свете высокой распространенности нарушений сна и состояний, которые его вызывают. Это депрессия, хронический стресс и старение. Чтобы быть здоровым, нужно изучать техники, способствующие хорошему засыпанию.

А как вы боретесь с бессонницей?
Был в жизни напряженный период, когда спать приходилось по 4 - 5 часов в сутки. В результате постоянное недомогание, головные боли, раздраженность, ОРВИ, одно на одном. Но после пневмонии пришлось пересмотреть свой распорядок дня. Теперь если я позволяю себе посидеть вечером до поздна, значит имею возможность компенсировать это время утром. И болезни отступили.