Итальянские ученые приводят дополнительные доказательства существования подземных озер и небольших водоемов на Марсе

Подо льдами Южной полярной шапки Марса скрывается целая система озер, заполненных соленой водой. Об этом сообщает в статье, опубликованной в издании Nature Astronomy, группа итальянских планетологов под руководством Себастьяна Эмануэля Лауро. Водоемы, обнаруженные благодаря радарным данным с европейского орбитального аппарата Mars Express, могут оказаться интересны в плане поисков на Красной планете микробной жизни.

Первые подозрения на озеро

О возможности существования вблизи марсианского Южного полюса крупных подледных резервуаров, содержащих воду, итальянские ученые впервые сообщили два года назад. Они опирались на данные радарной съемки, полученные в течение 2012–2015 годов с помощью инструмента MARSIS, которым оборудована станция Mars Express.

Уже самый первый анализ данных MARSIS показал, что ледовая шапка, покрывающая южный полярный регион Красной планеты, отнюдь не монолитна. Она включает как минимум одну протяженную (не менее двух десятков километров) полость, располагающуюся на полуторакилометровой глубине и заполненную жидкостью. Не исключалось наличие других подобных образований, скрывающихся приблизительно на том же уровне.

Расширенный поиск

Предположение о существовании в одном из полярных районов Марса столь крупных подповерхностных водоемов вызвало немало споров и потребовало проведения повторных исследований с привлечением более обширного материала. Для проверки своей гипотезы планетологи из Италии использовали расширенный набор данных, полученных радаром по южному полярному региону Марса, включая результаты последних лет. Это дало возможность значительно увеличить область поиска и уточнить прежние выводы.

Новое исследование основано на более чем ста радиолокационных наблюдениях, проведенных Mars Express с 2010 по 2019 год. Для анализа информации, поступившей с орбитальной станции, ученые применили методику, хорошо зарекомендовавшую себя при изучении скрытых резервуаров воды в покрытых льдами полярных областях Земли – Антарктиде и Гренландии.

Где прячется марсианская вода

Повторный поиск показал, что первоначальное предположение ученых было верным. Южная полярная область Марса действительно скрывает погребенные водные резервуары. Они находятся в окраинной части ледовой шапки, в области Ultimi Scopuli, изобилующей уступчатыми формами рельефа.

Диаметр наиболее крупного погребенного озера оценивается в 20–30 километров. Его окружают три значительно меньших резервуара различной протяженности. Все эти водоемы, укрытые слоями льдов толщиной 1,5 километра, по-видимому, изолированы друг от друга.

Вода в подповерхностных озерах должна быть насыщена растворенными солями, главным образом перхлоратами – широко распространенными в марсианском грунте соединениями хлора. Именно благодаря высокой концентрации солей вода здесь может оставаться в жидком состоянии при температурах, не превышающих на глубине –70 °C (на поверхности Красной планеты в этом регионе средняя температура составляет от –110 до –115 °C).

Авторы работы отмечают, что водоемы в Ultimi Scopuli, погребенные под мощными слоями льда, могут оказаться не единственными. Кроме того, их наличие, которое теперь можно считать надежно подтвержденным, повышает шансы на обнаружение примитивных форм жизни, приспособившихся к существованию в этих суровых условиях.

А вы знали, что на Марсе есть подземные водоемы?