Микробы, обнаруженные в скалах под океанским дном, дают ученым надежду найти жизнь на Красной планете

Из всех планет Солнечной системы ближайшим соседом Земли является Марс. Он на протяжение вот уже нескольких столетий привлекает пристальное внимание астрономов со всего мира. Главным направлением их исследований было и остается обоснование сенсационных заявлений о наличии на этой планете жизни. К сожалению, те результаты, которые удалось получить с помощью мощных телескопов и космических аппаратов, дают им все основания утверждать, что на Марсе нет никакой высокоразвитой жизни кроме, возможно, простейших форм в виде микробов.

Этапы изучения Марса

Интерес к Марсу всегда был достаточно высок. После обнаружения с помощью оптических наблюдений в конце XIX века нечто, напоминающее гидротехнические сооружения похожие на каналы, многие ученые пришли к выводу, что на этой планете может существовать цивилизация, по своему уровню превосходящая земную. В те времена на страницах газеты New York Times велись серьезные дискуссии на тему, насколько марсиане технически превосходят землян, если им удалось покрыть оросительными каналами огромные территории своей планеты.

Сегодня некоторые ученые считают, что именно уверенность в существовании марсианской цивилизации поспособствовала тому, что в XX веке стала стремительно развиваться такая наука, как астрономия, которая и приблизила эру полетов космических аппаратов. В 1960-х годах начался следующий цикл изучения загадочной Красной планеты. На этом этапе к Марсу были отправлены автоматические станции, которые и разрешили для землян давний вопрос, есть ли там разумная жизнь. Оказалось, что сеть каналов - это не что иное, как узор, созданный бушующими на планете пылевыми бурями.

Сенсационное открытие в XXI веке

В пользу того, что на Марсе может существовать какая-то жизнь в ее простейших формах, говорят результаты исследований последних лет. В самом начале нашего века было совершено сенсационное открытие. На Марсе была найдена в огромных количествах вода! Все ее запасы на сегодняшний день существуют в виде льда, находящегося под поверхностью планеты, а также в виде атмосферного пара.

После изучения всех снимков марсианской поверхности, сделанных с космических аппаратов за последние годы, ученые из Чикагского университета пришли к заключению, что когда-то на Красной планете существовало множество полноводных гигантских рек. Дальнейшие исследования показали, что их возраст значительно меньше, чем считалось до сих пор, и исчезли они сравнительно недавно.

Когда существовали реки на планете Марс

В научном журнале Nature Communications была опубликована интересная информация, которая касалась результатов исследований учеными следов рек, обнаруженных на Марсе. Как следует из материалов статьи, они, скорей всего, протекали по поверхности планеты около 3,7 миллиардов лет назад. Снимки следов речных русел были сделаны НАСА с орбиты Марса. Все они были досконально изучены учеными из Утрехтского университета (Нидерланды).

Высококачественные снимки, сделанные с помощью камеры HiRISE, дали возможность исследователям марсианской поверхности обнаружить на северо-западе равнины Эллада скалистое образование из осадочных пород, которые напоминали земные. Эта скала, имеющее высоту около 200 метров, могла образоваться только при помощи рек, которые и сформировали ее не менее, чем за 100 000 лет непрерывного протекания по поверхности Марса. Возраст утеса составляет около 3,7 миллиардов лет. На равнине Эллада также когда-то находилось огромное озеро. Это исследование помогло ученым лучше понять этапы формирования климата на планете.

Какими были марсианские реки и океаны

Последующее проведение исследований по Марсу показали, что эта планета в своей «молодости» была очень похожа на Землю. Здесь, благодаря наличию в прошлом магнитного поля, сохранялась плотная атмосфера, и ее температура была достаточно высокой. Всю поверхность Марса покрывала сеть полноводных рек. Здесь так же, как и на Земле, шумели моря и океаны.

Об этом свидетельствует большое количество разнообразных доказательств, собранных к настоящему времени исследователями Марса из многих известных университетов с мировым именем. Вот несколько наиболее ярких примеров, которые дают нам ясное представление, какими водными ресурсами обладала Красная планета миллиарды лет назад.

Прежде всего, это следы гигантских высохших речных русел, во много раз превосходящие по своим размерам все известные на Земле. Появиться они могли только при условии длительного протекания по поверхности планеты мощных водных потоков. Иногда встречаются русла, имеющие протяженность от тысячи километров и более.

На Марсе также были обнаружены следы береговой линии океанов и морей, покрывавших когда-то большую часть его поверхности. На их дне были найдены различные минералы, чье происхождение можно также объяснить только присутствием воды. Это еще одно свидетельство того, что в древности атмосфера планеты была плотной и теплой, а ее магнитное поле было намного сильней, чем в настоящее время.

Где и в каком количестве обнаружена вода

После того как весной 2002 года на Марсе были проведены тщательные исследования, которые продолжаются по сегодняшний день, удалось обнаружить, что на широте 60 градусов как в северном, так и южном полушарии планеты, в метровом слое ее поверхностной субстанции содержится около 50 % от ее массы водяного льда. Более того, проделав необходимые расчеты, ученые пришли к выводу, что на большей глубине замерзшая вода вообще может покрывать почти всю остальную территорию Марса.

Из этого следует, что оставшись без плотной атмосферы и сильного магнитного поля, планете все-таки удалось в глубине своих недр сделать запасы огромного количества замерзшей воды. Также есть предположения, что в глубине ее недр может даже находиться вода в жидком состоянии.

Какое значение имеют эти открытия

Ученые считают, что все открытия, сделанные ими на Марсе, дают им возможность полнее воссоздать историю этой удивительной планеты, а также понять развитие всех остальных небесных тел Солнечной системы, включая и нашу Землю.

Кроме того, как мы отмечали раньше, в начале своего развития Марс, как и Земля четыре миллиарда лет назад, обладал примитивными живыми организмами, которые, возможно, сохранились до наших дней. Эти предстоящие исследования внеземной древней жизни дадут нам возможность лучше ее познать и открыть новый раздел в естествознании.

Как вы думаете, есть ли жизнь на Марсе?