Загадочные газовые выбросы в центре Млечного Пути: астрономы сбиты с толку новым сюрпризом Вселенной

Центральная область нашей Галактики полна загадок, которые не перестают интриговать ученых, а наблюдения за масштабными процессами, происходящими в ней, выявляют новые особенности ее структуры, требующие объяснения. На днях издание Nature сообщило об открытии облаков холодного газа, с большой скоростью выбрасываемых из центра Млечного Пути в межгалактическое пространство. Причины и механизм этого явления ученым пока неясны.

Черная дыра и галактический газ

Открытие совершила группа астрономов, работающих на радиотелескопе APEX в Чили. Новый феномен был обнаружен в составе так называемых пузырей Ферми – протяженных образований по обе стороны галактического диска, исходящих из центра Галактики. Эти структуры, напоминающие песочные часы, испускают интенсивное рентгеновское и гамма-излучение, свидетельствующее о том, что образованы они чрезвычайно горячим разреженным газом. Однако теперь стало очевидно, что структура пузырей Ферми значительно сложнее, поскольку они содержат плотные сгустки холодного молекулярного водорода.

Относительно происхождения этих гигантских пузырей, простирающихся на десятки тысяч световых лет, у астрофизиков нет единого мнения. Согласно одной из гипотез, они сформировались из потоков плазмы, выбрасываемых при аккреции газа на сверхмассивную черную дыру в центре Млечного Пути. Сейчас она не обладает аккреционным диском, но за несколько миллионов лет до настоящего времени могла быть активной. Другая гипотеза связывает появление пузырей со вспышкой звездообразования в центральной области Галактики, за которую опять-таки ответственно гравитационное влияние черной дыры на окружающее вещество.

Как истощаются галактики

Холодные газовые сгустки, обнаруженные астрономами, в несколько сотен раз массивнее Солнца и движутся со скоростями свыше двухсот километров в секунду. По излучению молекул угарного газа, входящего в их состав, ученые смогли установить, что движение этих облаков направлено от центра нашей Галактики. Однако смоделировать процесс, в результате которого они оказались выброшены из ядра Млечного Пути, пока не удается.

Между тем именно сгущения холодного водорода в молекулярном состоянии служат источником формирования новых звезд. И газ, покидающий Галактику, уже не сможет участвовать в этом процессе, так как потоки плазмы, поступающие из галактического центра, не дают холодным облакам упасть обратно. Содержащийся в них материал для строительства будущих звезд Млечный Путь утратил, по-видимому, навсегда.

Таким образом, новое открытие не только свидетельствует о сложном характере процессов, протекающих в центре нашей звездной системы, но и затрагивает более общие вопросы галактической эволюции. Не исключено, что потеря газа за счет данного явления играет существенную роль в снижении темпов рождения звезд в галактиках. Итогом этого процесса, обусловленного активностью центральной черной дыры, может стать полное прекращение звездообразования.

Дальнейшие наблюдения должны помочь астрономам более детально исследовать происхождение холодных водородных облаков, покидающих Галактику, и выяснить, насколько типичными и значимыми являются подобные выбросы. Это позволит внести существенные уточнения в модели эволюции галактических систем.

Какие космические явления кажутся вам наиболее впечатляющими?