Птичий мозг гораздо больше похож на человеческий, но никто этого не замечал: результаты новых исследований

Большинство людей привыкли думать, что птицы не слишком умны по своей природе. До недавнего времени того же мнения придерживались и ученые, хотя отдельные примеры доказывали обратное. Например, известны случаи, когда голуби могли различать произведения Пикассо и Моне, вороны узнали себя в зеркале и использовали орудия труда, чтобы добыть пищу. Теперь доказано, что это не случайные исключения, а подтверждение общего правила – птицы умны, их мозг близок к человеческому.

Неожиданное заявление ученых

Две статьи, опубликованные в журнале Science, доказывают, что мозг птиц на самом деле намного больше похож на мозг приматов, чем считалось ранее. Раньше ученые думали, что функция птичьего мозга ограничена из-за отсутствия неокортекса. У млекопитающих неокортекс – это громадный, эволюционно современный внешний слой мозга, который обеспечивает комплексное познание и творчество и составляет большую часть того, что у позвоночных в целом называется паллием.

Новые данные показывают, что у птиц действительно есть структура мозга, сопоставимая с неокортексом, несмотря на то что она имеет другую форму. Оказывается, на клеточном уровне эта область устроена так же, как кора головного мозга млекопитающих. Это объясняет, почему многие птицы демонстрируют продвинутые особенности поведения и способности, которые долгое время сбивали с толку ученых. Новая работа даже предполагает, что некоторые птицы демонстрируют определенную степень сознания.

Строение мозга, схожее с человеческим

Кора головного мозга млекопитающих состоит из шести слоев, содержащих вертикальные столбцы нейронов, которые взаимодействуют друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали. Считалось, что птичий мозг состоит из дискретных наборов нейронов, называемых ядрами. Но теперь исследователи обнаружили, что у птиц эти области устроены так же, как наш неокортекс, со слоистой и столбчатой ​​организацией, а также с горизонтальными и вертикальными схемами.

Это подтвердили результаты эксперимента, в котором использовалось отслеживание биоцитина методом окрашивания нервных клеток. "Теперь мы можем утверждать, что эта слоистая корковая организация действительно является особенностью всего сенсорного переднего мозга у большинства, если не у всех птиц, - говорит Мартин Стахо, соавтор исследования и коллега Гюнтюркюн из Рурского университета в Бохуме. - Весь паллий у млекопитающих и у птиц имеет сходное происхождение и взаимосвязь, и поэтому паллии обоих классов следует рассматривать, как эквивалентные структуры".

Великая сила эволюции

Мартин Стахо и его коллеги считают, что полученные данные также дают представление об эволюции мозга древних животных. Последним общим предком птиц и млекопитающих была рептилия, которая бродила по Земле около 320 миллионов лет назад. И ее мозг, как полагает команда, был предшественником двух ветвей, которые разошлись в процессе эволюции.

"Науке пока не известно, как выглядел этот орган у последнего нашего общего предка, - говорит Мартин Стахо. - Скорее всего, это не было похоже на неокортекс . Вероятно, это было что-то среднее между тем, что у млекопитающих развилось до шестислойного неокортекса, а у птиц – до однослойного паллия".

Мозг птиц еще полон тайн

Другая новая статья, подготовленная группой из Тюбингенского университета в Германии, дает еще больше информации о птичьем мозге, предполагая, что птицы обладают некоторой способностью к сенсорному сознанию. Они могут переживать, а также использовать свою память для накопления опыта, учась на ошибках.

В эксперименте группы Тюбинген двух ворон-падальщиков научили вспоминать предыдущий опыт, чтобы управлять своим поведением. Когда их обучение было завершено, они прошли фазу тестирования, в процессе которой через 2,5 секунды мог появиться серый квадрат, а затем красный или синий. В этом упражнении вороны были обучены двигать головой, если они видели серый квадрат, а затем красный. И держать голову неподвижно, если увидели серый квадрат, а затем синий.

Когда птицы не видели стимула, за которым следовало появление цветного квадрата, последовательность была обратной: синий сигнализировал им, что нужно двигать головой, а красный – не делать этого. Итак, чтобы правильно отреагировать на цветные квадраты, вороны должны были вспомнить, видели ли они сначала серый, что и приравнивается к прошлому субъективному опыту.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам доводилось иметь дело с умными птицами?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.