Таяние айсбергов в Антарктике может спровоцировать цепную реакцию, которая погрузит Землю в новый ледниковый период, предупреждают ученые

Современные методы исследования климатических процессов позволяют делать прогнозы на много лет вперед с относительно высокой точностью. Специалисты Кардиффского университета постарались на основе исторических данных о меняющихся климатических условиях воссоздать примерную модель начала ледникового периода. Исследование также основывается на сегодняшней ситуации в Антарктике, где айсберги вдали от континента тают, тем самым провоцируя начало нового витка изменений в циркуляции океанов.

Системные изменения

Последние 1,6 миллиона лет циклы ледникового периода сопровождались изменениями земной орбиты вокруг Солнца, что способствовало и изменению влияния солнечной радиации на поверхность планеты. Но прежде ученые не знали, как именно солнечная энергия ввиду изменения орбитального положения планеты может влиять на климат.

Как выяснилось, таяние айсбергов способствует перемещению пресной воды с юга в Атлантический океан. Далее происходит изменение циркуляции вод океана, а также погружение планеты в холодный период, что и приведет к очередному ледниковому периоду.

Антропогенный фактор

Ученые указывают и на действие выбросов углерода, что способствует потеплению Южного океана. Предполагается, что когда земная орбита вокруг Солнца восстанавливается, антарктические айсберги таят все дальше от Антарктиды. Как результат, что большие объемы пресной воды смещаются от Южного океана в сторону Атлантического океана.

Изменение циркуляции океанских вод приводит к поглощению большего количества углекислого газа из атмосферы, что снижает «парниковый эффект». Именно это, по мнению исследователей, приближает Землю к условиям нового ледникового периода.

Изучение льда

Команда ученых также исследовала горные отложения – так называемые ледяные обломки. Они, как показали исследования, могут последовательно приводить к изменениям в глубоководной циркуляции океанской воды.

Были использованы и методы моделирование климата, что позволило проверить гипотезу о влиянии на условия нового ледникового периода. В частности, исследовался процесс перемещения огромных объемов пресной воды, содержащейся в айсбергах.

Ученым удалось точно определить, что каждый ледниковый период начинается с таяния айсбергов и нарушений в циркуляции океанов.

Роль океанов в глобальном климате с его изменениями и прежде рассматривалась учеными как существенный фактор. Но теперь получены и геологические свидетельства такого влияния. В некотором роде было выявлено недостающее звено, которое открыло полноценную картину происходящего на Земле в контексте глобального изменения климата с рисками наступления ледникового периода.

На протяжении трех миллионов лет регулярно наступали условия ледникового периода, однако уникальность сегодняшнего дня в том, что уровень потепления выше, чем раньше. Именно воздействия антропогенных углеродных выбросов, способствующих глобальному потеплению, могут и вовсе отменить новый цикл ледникового периода.

А вы верите, что ледниковый период вновь наступит?