Открытия НАСА: марсианские спутники Фобос и Деймос имеют общего "предка"

Ученые НАСА не останавливаются на изучении лишь Красной планеты. Их пристальное внимание привлекли спутники Марса Фобос и Деймос. Дело в том, что формы этих объектов отличаются от тех, которые присущи спутникам планет. Они больше походят на астероиды, которые были захвачены притяжением. Вот и кружат они по орбите уже миллиарды лет. Чтобы определить, так ли это на самом деле, ученые провели компьютерное симулирование.

Особенности Фобоса и Деймоса

Эти космические объекты озадачивают астрономов с 1877 года, когда их открыл американский астроном Асаф Холл при помощи рефракторного телескопа в Морской обсерватории в Вашингтоне (США).

Фобос в диаметре всего 22 км. Он вращается вокруг Марса по внутреннему кругу, постепенно приближаясь к планете. Деймос еще меньше. Его диаметр всего 12 км. Находясь на внешней орбите, он постепенно удаляется от планеты. Оба объекта имеют форму трехосновного эллипсоида, что и породило сомнения у астрономов в их происхождении, ведь спутники обладают сферической моделью строения.

О том, что это все-таки не астероиды, указывало их правильное обращение вокруг Марса. Небольшие космические тела, попавшие в плен гравитационного поля планеты, двигаются по эксцентрической орбите, но у Фобоса и Деймоса она эллиптическая, как у спутников.

Чем же объясняются нынешние орбиты спутников Красной планеты? Чтобы решить эту задачу, исследователи использовали компьютерное моделирование.

История Красной планеты

Чтобы понять, почему Фобос и Деймос имеют неправильную форму, но при этом двигаются по орбите, как спутники, астрономы заложили параметры их обращения вокруг Марса и произвели расчеты в обратном порядке, вернувшись на 2,7 млрд лет назад.

Оказывается, что вокруг планеты вращался один спутник, похожий по своей форме на земную Луну, но несколько меньший по размеру. По какой-то причине он был расколот на множество кусков, из которых только два были притянуты гравитацией, а остальные отправились в космическое путешествие.

Новые данные о спутниках Марса

Ученые благодаря зондам, которые вращаются вокруг Красной планеты, смогли изучить не только приливные силы, которые оказывают спутники на нее, но и их плотность. Оказалось, что последняя составляет менее 2 г на см3 (для сравнения отметим, что у Земли она 5,5 на см3), а это указывает на их пористую структуру.

Астрономы подозревают, что внутри Фобоса есть много полостей, которые могут содержать водяной лед. Именно там приливы вызывают рассеивание большого количества энергии. То же самое касается и Деймоса.

Также считается, что огромный кратер Стикни – это следствие удара огромной силы при столкновении марсианской луны с каким-то космическим телом миллиарды лет назад. Он занимает до 9 км площади спутника планеты и виден при определенных условиях даже в обычный телескоп. Ученые думают, что в нем также есть огромные скопления водяного льда.

Больше узнать о марсианских спутниках можно будет после запуска на Фобос японского зонда в 2025 году. Он сможет брать и отправлять на Землю образцы грунта, а также рассчитать, сколько этому спутнику осталось до падения на Марс или распада на мелкие куски под воздействием его гравитационного поля.

Астрономы сделали приблизительные расчеты, исходя из данных, насколько быстро Фобос приближается к поверхности планеты, а Деймос от нее удаляется. Они думают, что на это потребуется несколько миллионов лет, но точнее они узнают, досконально изучив орбиты обоих спутников Марса.

А вас интересует происхождение планет и их спутников в нашей галактике?