Новые фрагменты свитков Мертвого моря представлены впервые за 60 лет

Одним из самых важных в истории археологии открытий XX столетия считаются найденные при раскопках в пещерах Мертвого моря библейские свитки. Они являются старейшими из известных манускриптов древнееврейской Библии. Каждый из найденных фрагментов рукописи представляет для исторической науки и человеческой цивилизации в целом величайшую ценность.

Во вторник, 16 марта, Управление древностей Израиля сообщило еще об одном сенсационном открытии, равным которому не было более чем шестьдесят лет, прошедших со дня находки знаменитых библейских рукописей.

Что обнаружили в Иудейской пустыне?

Израильские археологи во время последней экспедиции обнаружили в пещерах Иудейской пустыни фрагменты манускриптов, схожих с ранее найденными рукописями Мертвого моря. Их возраст составляет не менее двух тысяч лет.

Найденные около двадцати фрагментов рукописных документов представляют собой греческие переводы из Книги 12 малых пророков, которые принадлежали Захарии и Науму. Самым удивительным в этих манускриптах было то, что там только имя Бога было написано на иврите. Об этом, ссылаясь на независимую государственную организацию Управление древностей Израиля, сообщает онлайн-газета Times of Israel.

Фрагменты библейских манускриптов были найдены в одной из пещер, находящейся в ущелье, по которому протекает река Наталь-Хевер. Чтобы добраться до места находки, нужно было спуститься с вершины утеса по отвесной стене вниз на восемьдесят метров. Из-за своей труднодоступности оно получило название «пещера ужаса».

Зачем была организована археологическая экспедиция в 2017 году

Открытие, которое ученые Израиля назвали сенсационным, состоялось благодаря проведению специальной операции, организованной Управлением древностей Израиля для спасения ископаемых артефактов, которые могут находиться в многочисленных пещерах, разбросанных по всей Иудейской пустыне. Эта экспедиция была инициирована израильскими археологами и поддержана правительством страны после того, как появились сообщения, что в пещерах побывали «черные археологи».

Предположительно, все они отправились туда на поиски древних манускриптов с библейскими текстами. Было известно, что найденные около 70 лет назад кумранские артефакты, известные всему миру как свитки Мертвого моря, имели огромную рыночную цену. Они были случайно обнаружены не археологами, а пастухами. Этот факт, скорей всего, и привлек внимание многочисленных мародеров.

Какие еще артефакты были найдены в пещере

Из сообщений онлайн-газеты Times of Israel стало известно, что фрагменты библейских рукописей были не единственными археологическими находками, сделанными во время проведения операции по спасению древностей. Кроме них, в пещере обнаружили самую древнюю в мире плетеную корзину, чей возраст превышал десять с половиной тысяч лет.

Кроме того, здесь нашли хорошо сохранившийся скелет ребенка, находящийся под погребальным саваном. Ученые считают, что это захоронение состоялось не менее 6000 лет назад.

Вы верите в подлинность свитков Мертвого моря?