Ученые изобрели антибиотики, вещества которых действуют на мембрану бактерий

Недавно впервые за 20 лет российские ученые обнаружили новый класс антибиотиков. Итоги работы обнародованы в научном журнале Angewandte Chemie International Edition. Более подробно о новом открытии - ниже.

Что говорится в уведомлении

Многие антибиотики были открыты в 1940-1960-х годах. И все же стремительное развитие антибиотикорезистентности (микробной устойчивости) требует беспрестанного введения новейших активных соединений.

Антибиотики, как правило, получают при помощи модификации действующих соединений, поэтому их открытие существенно замедлилось. Так, липопептид даптомицин, одобренный для применения в 2003 году, был последним природным антибиотиком нового класса, введенным в практику.

«В совместном изыскании биологов МГУ и их коллег было найдено новейшее семейство природных антибиотиков, которые вырабатывают почвенные бактерии стрептомицеты. Эксперты выделили 2 базовых компонента антибиотического комплекса, которые были названы гауземицинами А и В. При помощи методики спектроскопия магнитного ядерного резонанса (ЯМР-спектроскопии) ученые установили их пространственную и химическую структуру», - написано в уведомлении.

Что говорят ученые

Авторы работы говорят, что гауземицины владеют селективной выраженной активностью против грамположительных бактерий. Также они обладают потрясающей структурой: содержат редкое пептидное циклическое ядро, арабинозу (остаток углевода) и жирнокислотную цепь.

Захар Шенкарев, один из авторов изыскания, сказал, что базовые трудности в выявлении структуры были связаны с наличием нетрадиционных остатков с незнакомой стереохимией. «Чтобы решить эту проблему, мы использовали ЯМР-спектроскопию высокого разрешения. Цель была достигнута с применением ЯМР-спектрометра, который оснащен весьма чувствительным криодатчиком, имеет резонансную частоту 800 МГц и является единственным на территории РФ», - заявил Шенкарев.

Эксперты также описали кластер генов, который отвечает за биосинтез гауземицинов, и изучили механизм работы этих антибиотиков. Они установили, что гауземицины влияют на мембрану бактерий, однако точно выявить мишень их действия в мембране пока не вышло. Но ученые уже знают, что механизм работы гауземицинов отличается, к примеру, от антибиотиков, останавливающих биосинтез стенок клеток бактерий.

А вы интересуетесь новыми исследованиями ученых?