Почему древним птицам удалось выжить, а динозаврам - нет: новая гипотеза ученых

Падение астероида 60 миллионов лет назад привело к гибели огромного количества видов, ознаменовав собой и завершение эпохи динозавров на планете. Но древние ящеры все же оставили после себя потомство. Современные птицы являются прямыми потомками динозавров, причем они успели пожить вместе. Поэтому ученых давно интересует вопрос о том, почему птицам удалось выжить после катастрофы, оказавшейся смертоносной для «классических динозавров». На эту загадку пролила свет новая находка палеонтологов.

Моделирование мозга

Специалисты исследовали уцелевший череп ихтиорниса, представителя древнего рода пернатых. Птица жила примерно 70 миллионов лет назад и отличалась наличием больших зубов. В то же время ее особенность заключалась в уникальной форме мозга. Ученым удалось восстановить 3D-модель этого органа, что и дало ответ на давний вопрос.

Ихтиорнис имел множество признаков, роднивших его как с динозаврами, так и с другими птицами. Но только изучение мозга позволило понять, почему именно птицы выжили. К слову, ихтиорнис как раз вымер вместе с динозаврами.

Палеонтологи сравнивали модель мозга находки с современными птицами, в частности с археоптериксом, который тоже является потомком одного из наиболее древних видов пернатых. Как выяснили исследователи, форма мозга прямо могла влиять на способность птиц выживать.

Решающие факторы

В случае с ихтиорнисом было найдено много общего с динозаврами. Их мозг оказался ближе к наземным сородичам, нежели к современным птицам. Части мозга, отвечающие за когнитивные функции, оказались более развиты у современных пернатых. Это может означать, что их предки как раз и смогли выжить в период массового вымирания по причине наличия данной особенности.

Различия были зафиксированы в сенсорной системе и объеме мозга, что, вероятно, и стало решающим фактором в сохранении многих видов птиц после падения астероида.

А что вас больше удивило в этом открытии?