Не совсем планеты и не совсем звезды: ученые обнаружили 5 новых коричневых карликов

Привлекает ли вас то, что происходит в небесном пространстве? Если да, тогда вы, несомненно, заинтересуетесь последними открытиями ученых: астрономы обнаружили 5 загадочных космических объектов, известных как коричневые карлики. Что о них известно и чем примечательны эти небесные тела?

Исследования

Астрономы обнаружили новые объекты, занимающие некое промежуточное положение среди небесных тел. Они не относятся ни к маломассивным звездам, ни к массивным газовым гигантам. Почему? Они не столь массивны, как, к примеру, Юпитер, Сатурн и другие газовые планеты-гиганты.

А что можно сказать о маломассивных звездах? Известно, что они состоят из гелия и водорода и при определенных обстоятельствах (когда образуется гелий) могут высвобождать большое количество света и энергии. Чего не скажешь о коричневых карликах. По словам ученых, они недостаточно массивны, потому не могут поддерживать ядерные реакции синтеза. По правде говоря, они могут вырабатывать свет, но, в отличие от звезд, весьма тусклый.

Особенности

Астрономы заметили пять объектов, которые являются свежими образцами редкой и загадочной группы небесных тел, известных как коричневые карлики. Представителей данной группы часто называют "несостоявшимися звездами", ведь у них недостаточно массы для излучения света и энергии.

Однако в последние десятилетия исследователи задавались вопросом о том, какова природа строения коричневых карликов. Астрономы надеются лучше разобраться во всех необычных (для человеческого понимания) созданиях в небесном пространстве.

Нолан Гривз, астроном Женевского университета в Швейцарии и ведущий руководитель исследования, говорит: "По мере того как мы разрабатываем все более изощренные методы наблюдения за мерцанием и колебанием звезд, нам уже удалось определить тысячи странных и прекрасных миров, вращающихся по орбите. Однако мы снова и снова задаемся вопросом о том, как образуются эти планетные системы".

Важный фактор

По словам Нолана, исследователи обнаружили сравнительно немного небесных тел, масса которых составляет примерно 20-80 % массы Юпитера. Эти тела не назовешь планетами, поскольку они не обладают достаточной массой, чтобы запустить процесс образования гелия и "согреться" за счет синтеза.

Но их не назовешь и звездами, поскольку им не хватает массы, необходимой для сияния в течение миллиардов лет. Примечательно, что на данный момент эксперты обнаружили всего несколько десятков таких объектов. Разве во вселенной, изобилующей звездами и планетами, их не должно быть гораздо больше? Или что-то останавливает образование коричневых карликов? "Это странно, потому что эти тела легче обнаружить, чем экзопланеты меньшего размера", - делится Гривз.

Некоторые исследователи предполагают, что отсутствие промежуточных объектов, "коричневых карликов", наблюдается потому, что эта категория на самом деле охватывает две группы тел, которые кажутся похожими, но имеют различное происхождение. Ученые утверждают, что самые тяжелые карлики - действительно несостоявшиеся звезды. Каждый из них когда-то был газовым облаком, которое не собрало достаточно массы, чтобы начать синтез водорода и сияния.

Между тем более легкие карлики могут быть похожи на "суперпланеты": они могли образоваться из пыльного диска, окружающего молодую звезду. Затем эти тела так успешно накапливали массу, что смогли начать синтез дейтерия (изотоп водорода).

Настоящая охота

Подобные открытия говорят о том, что исследователям предстоит еще более усердная "охота" за обнаружением подобных небесных тел. Одно из таких исследований было опубликовано командой Нолана в журнале Astronomy & Astrophysics в прошлом месяце.

Гривз и его сотрудники усердно "сканировали" небо на предмет наличия планет, используя данные со спутника NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite. Их внимание привлекла горстка теней размером с Юпитер.

Однако при более близком рассмотрении было выявлено, что ведущие звезды колебались под гравитационным влиянием своих тусклых спутников и предполагаемые планеты обладали чудовищной массой (примерно 80 % массы Юпитера). Учитывая, что эти небесные тела приблизилась к максимальному порогу, ученым трудно с уверенностью сказать, что представляет собой каждый объект. Гривз резюмирует: "Некоторые из них, вероятно, являются лидерами в царстве коричневых карликов".

Дополнительно

На данный момент исследователи не могут сделать однозначных выводов в отношении пяти новых небесных тел. Тем не менее характеристики этих объектов наталкивают ученых на мысль, что данные тела в действительности являются коричневыми карликами.

Например, считается, что по мере того, как эти карлики сжигают запасы дейтерия, они должны со временем уменьшатся в размерах. Чтобы проверить эту теорию, астрономы сравнили возраст и размер четырех из этих небесных тел. Их исследования оказались верными: ученые обнаружили, что самые большие карлики имеют меньший радиус, а маленькие, напротив, больший.

Выводы

Выводы ученых также согласуются с представлением о том, что на самом деле существует два типа коричневых карликов: несостоявшиеся звезды и суперпланеты. Астрономы ожидают, что представителей второй категории можно будет найти вокруг звезд с более богатым разнообразием элементов. Что касается несостоявшихся звезд, у них более неустойчивые орбиты, поскольку данные тела не достигают созревания на фоне диска звезд.

Хотя граница между планетами и звездами остается немного размытой, по словам Нолана, будущие наблюдения позволят выявить еще больше коричневых карликов. Он резюмирует: "Мы продолжаем проводить исследования, которые помогут нам понять строение различных звездных систем.

Как вы думаете, коричневые карлики - это несостоявшиеся звезды или нечто большее?