Применяют тактику запугивания: интернет-мошенники обманывают россиян под видом техподдержки

За первые 6 месяцев этого года на 57 % увеличилось число случаев мошенничества, когда преступники связывались с жертвой и представлялись техподдержкой, чтобы обманом получить доступ к ее компьютеру. Эксперты компании Avast просят быть осторожнее, так как риску подвержены пользователи ПК всех возрастных групп.

Звонок от техподдержки

Чаще всего встречается два варианта развития событий. В первом случае перед интернет-пользователем появляется всплывающее окно, которое содержит информацию о заражении компьютера вирусом. Ниже указан номер телефона, который якобы принадлежит команде техподдержки. Жертву настоятельно просят как можно быстрее связаться со специалистами, чтобы устранить проблему.

Во втором случае мошенник сам звонит пользователю компьютера и представляется сотрудником крупной фирмы-разработчика программного обеспечения. Он сообщает о зафиксированной на устройстве проблеме и предлагает помочь решить ее в телефонном режиме.

В обоих случаях преступники умело запугивают жертву и внушают ей, что распространение вредоносного программного обеспечения способно навредить не только ее компьютеру, но и другим пользователям, и даже компании-разработчику ПО. Поэтому действовать нужно быстро и четко выполнять все указания «специалиста техподдержки».

А дальше происходит самое интересное

Если жертва соглашается следовать инструкции, мошенники переходят к основной части обмана. Они убеждают человека в необходимости установки на компьютер специальной программы, которая удалит с него все опасные компоненты. Еще один вариант – злоумышленник просит предоставить удаленное соединение с ПК и самостоятельно устанавливают вредоносное ПО, которое открывает доступ к электронным кошелькам и другим персональным данным.

Если мошенник понимает, что разговаривает с очень доверчивым человеком, он готов пойти еще дальше. Известны случаи, когда пользователей ПК просили перевести деньги на банковскую карту за оказанные услуги технической поддержки. И они соглашались сделать это.

По примерным расчетам экспертов по информационной безопасности, такой вид деятельности способен приносить преступникам доход в несколько миллиардов рублей в месяц.

Почему схема настолько эффективна

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит рассмотреть небольшую статистику. 76,6 % россиян часто совершают звонки через интернет. 75 % любят общаться в социальных сетях. 30 % ежедневно пользуются мессенджерами (среди молодежи в возрасте 18-24 лет показатель увеличивается до 50 %). Исходя из этого можно сделать вывод, что блокировка доступа в Интернет или выход компьютера из строя станет настоящим стрессом для большинства жителей страны. Именно таким страхом и пользуются мошенники.

Еще один момент, который идет на руку злоумышленникам, – их достаточно сложно идентифицировать. В особенности если речь идет о регионах страны, в которых сотрудникам правоохранительных органов прежде не приходилось сталкиваться с чем-то подобным и у них нет опыта в раскрытии киберпреступлений.

Как не попасться в ловушку

Важно помнить, что настоящая служба технической поддержки не просит предоставлять доступ к компьютеру, устанавливать сомнительные приложения, переходить по ссылкам в браузере, предоставлять свою личную информацию или данные банковской карты, подтверждать личность отправкой фото с паспортом и т. д. Если в разговоре прозвучало одно из таких требований, скорее всего, диалог ведется с мошенником и его нужно как можно быстрее прекратить.

Страх играет на руку преступникам, поэтому необходимо дать себе время успокоиться и оценить ситуацию. При появлении всплывающего окна с информацией о вирусной атаке не рекомендовано звонить по указанным в нем номерам телефона. Лучше обратиться к знакомым или специалистам, которые разбираются в технике и смогут проверить наличие проблемы.

Если же вам звонит «техническая служба», лучше сказать, что сейчас неудобно разговаривать, и попросить перезвонить позже либо предоставить телефон для обратной связи. Если вбить номер в поисковик, можно узнать о его владельце много интересной информации. Например, действительно ли номер принадлежит службе техподдержки. Обычно такие организации предоставляют профильные услуги (продают оборудование для компьютеров, занимаются их настройкой) и размещают информацию об этом на своих сайтах.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вам приходилось сталкиваться с киберпреступниками?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.