"И никого не стало": Владимир Машков поделился мыслями о новом спектакле в "Табакерке"

На днях для зрителей открыл свои двери Московский театр Олега Табакова. В этом сезоне, который, кстати, является юбилейным, 35-м, артисты подготовили массу неожиданных и любопытных премьер. Например, спектакль по названием «И никого не стало» по мотивам легендарного романа Агаты Кристи «Десять негритят». Подробнее о спектакле рассказал худрук "Табакерки" Владимир Машков.

Исторический экскурс

Владимир Львович признался, что он является большим поклонником английской драматургии. Произведения Агаты Кристи не только помогают развивать логическое мышление, чтобы вычислить преступника, но также заставляют лучше понять человеческую природу, мотивы поступков людей, особенности их взаимодействия в стрессовой ситуации.

Известно, что пьесу «Десять негритят» ставили на Бродвее еще в 1944 году. За пару лет было показано порядка 450 спектаклей: это очень много по тем временам, что свидетельствовало о том, что зрители по достоинству оценили постановку. Правда, у нее было другое название – такое, как сейчас в "Табакерке", – «И никого не стало».

Сама Кристи намеревалась переписать свой роман именно для сцены. Она даже немного видоизменила финал, чтобы зритель оценил происходящее под другим углом. Также были внесены коррективы в название. Чтобы оно звучало более политкорректно, писательница придумала вариант «Десять маленьких индейцев».

Жанр

Однако Владимир Львович считает более удачным название «И никого не стало». От этих слов словно стынет в жилах кровь, «берет оторопь», как выразился худрук. Сразу становится ясна концепция спектакля: это не просто детектив, а настоящий психологический триллер. Как говорит Машков, пьеса очень динамичная. Естественно, спектакль будет прерываться антрактом по одной простой причине: во второй части произойдет так много событий, ожидается настолько непредсказуемая развязка, что зрителям просто нужно будет перевести дыхание и набраться сил, чтобы объективно оценивать и воспринимать происходящее на сцене.

Изоляция

Владимир Львович считает, что сейчас, в посткоронавирусные времена, пьеса Агаты Кристи является актуальной как никогда. Во-первых, герои оказываются на острове в полной изоляции. То же самое произошло с обществом во всем мире, когда мы все оказались заблокированными в своих домах на несколько месяцев. Естественно, подобная обстановка повлияла на наше психологическое состояние. Многие стали вести себя совсем не так, как в обычной, нормальной жизни, из-за сильного стресса. Подобная концепция прослеживается и в пьесе, поскольку герои также вынуждены приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Стадное существование

Во-вторых, актуальность спектакля заключается в том, что в стрессовой ситуации возникает стадный рефлекс. Владимир Львович проводит аналогию с рыбами и птицами, когда в случае опасности они образуют огромные группы, сбиваются в стаи, чтобы хищникам было сложнее на них напасть. Подобным образом действуют люди, когда попадают в непривычные для себя экстремальные условия. И вот это стадное существование накладывает определенный отпечаток: мы больше подчиняемся инстинктам, мы движимы страхом и не способны адекватно мыслить. И как после такого стадного существования вернуться к нормальной человеческой жизни – большой вопрос. Эта тема также стала предметом театрального исследования, поэтому пьесу «И никого не стало» можно с уверенностью назвать психологическим триллером.

Тема справедливости

Владимир Львович поделился изречением великого Шопенгауэра о том, что человечество ошибочно полагает, что создано для счастья. В спектакле «И никого не стало» также наблюдается подобная грустная самоирония. О чем пьеса Кристи? Возможно, кто-то скажет, что о любви, но Машков больше склоняется к теме справедливости. Может, человечество также виновато в том, что происходит в мире, как и те люди, которые оказались в изоляции на острове? Быть может, наказывать нужно не только преступников, но и тех, кто знает о преступлении, но хранит молчание? Здесь глубокий философский смысл.

Борьба со страхами

По мнению Машкова, идеальный вариант – это когда у человека есть надежда, любовь и вера. Но чаще всего происходит таким образом, что все наши поступки, действия обусловлены исключительно страхом. Вся наша жизнь сводится именно к этой борьбе со своими страхами, и эта тема поднимается во многих произведениях, и классических, и современных. Владимир Львович вспомнил фразу в наградном листе одного солдата, где было сказано о том, что боец бросился в атаку «с презрением к смерти». По мнению художественного руководителя, это потрясающие слова.

Подготовка

Машков рассказал о том, что репетиции спектакля шли уже очень давно, еще до пандемии. Художественный руководитель "Табакерки" не слишком приемлет репетиции в онлайн-режиме: по его мнению, они нужны разве что для того, чтобы освежить текст в памяти, последовательность событий. Однако полноценной такую репетицию назвать нельзя, поскольку у артиста нет возможности вжиться в роль, образ: просто обстановка этому не способствует. Так что в какой-то степени артистам "Табакерки" повезло, что они начали работу над пьесой еще до введения ограничительных мер.

Сюрпризы для зрителей

Владимир Львович отметил, что спектакль очень зрелищный благодаря правильной рассадке зрителей. Все секреты художественный руководитель раскрывать не стал, чтобы мотивировать людей сходить в театр, однако подчеркнул, что их ожидает большой сюрприз.

Правильная организация, расстановка способствует полному погружению в пьесу. Таким образом, что все происходящее на сцене кажется реальным.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы посещаете театры? Хотели бы посмотреть новый спектакль в "Табакерке"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.