Как эфиопская принцесса в искусстве превратилась в белокожую девушку

Не случалось ли вам слышать, как зрители ропщут, что во многих современных фильмах «ради толерантности» присутствуют чернокожие актеры? А ведь это стереотип нашего менталитета. К примеру, задумывались ли вы, куда делись красивые и властные чернокожие женщины, известные по мифологии и истории? К примеру, принцесса Андромеда? Оказывается, западноевропейская культура их «отбеливала». И только сейчас справедливость восстанавливается.

"Черная Андромеда"

«Битва титанов» - это один из самых популярных фильмов 1981 года. Там снялась целая плеяда голливудских звезд. Фильм иллюстрирует историю о Персее, полубоге из греческой мифологии, который убивает морское чудовище и спасает прекрасную принцессу Андромеду от зубов монстра. Фильм был настолько популярен, что в 2010 году был снят его неудачный римейк. А ведь если бы авторы этого римейка почитали бы специальную литературу, возможно, их творение имело бы некоторый успех. Согласно статье британского искусствоведа Элизабет Макграт, опубликованной в 1992 году, Андромеда изначально изображалась как чернокожая принцесса из Эфиопии.

Почему Андромеду изображали белой?

Тем не менее любой, кто видел картины великих художников, таких как Тициан, будет полагать, что она была белокожей. Однако Элизабет Макграт сделала окончательный вывод: все греческие авторы считали Андромеду эфиопской принцессой, а Овидий даже писал о ее темной коже. Поэтому нет никаких сомнений в ее расовой принадлежности. Однако на протяжении всей истории западноевропейского искусства художники избегали рисовать эту женщину чернокожей. Ведь Андромеда должна была быть красивый, а темная и даже смуглая кожа в те времена считалась некрасивой.

Черное - это некрасиво?

И все же искусство Ренессанса неоднократно изображало Андромеду белой. В картине «Персей освобождает Андромеду» Пьеро ди Козимо 1510 года она даже выглядит белее всех фигур вокруг нее, в том числе и своих родителей в экзотических костюмах. Мы знаем, что в те времена велись активные дискуссии о цвете кожи Андромеды, а приводимые аргументы явно показались бы нам расистскими. Макграт ссылается на Франсиско Пачеко, испанского художника и писателя, который спрашивает в своей книге Arte de la Pintura, почему Андромеду так часто изображают белой, когда несколько источников говорят о том, что она была чернокожей.

Стандарты моды

«Этот художник, очевидно, испытал ужасный шок от того, что Овидий мог говорить о красивой женщине, в то время как она была чернокожей», - рассказывает Элизабет Макграт. Книга Пачеко и другие подобные произведения использовались в качестве справочных пособий для художников о том, как следует рисовать мифологических персонажей. Поэтому легко понять, как распространялись такие взгляды. Были художники, которые рисовали и чернокожих Андромед. Но таких было немного, и все это были изолированные случаи. К примеру, литография Бернарда Пикара «Персей» (1731) и картина «Андромеда» Авраама ван Дипенбека (1655), изображают женщину со стереотипными белыми чертами и волосами, но с темной кожей.

Поклонение волхвов

Андромеда - не единственная чернокожая женщина в искусстве, цвет кожи которой был изменен. Историки искусства считают, что этот феномен был предопределен христианской идеологией Западной Европы. Майкл Охаджуру, исследующий историю изображения чернокожих людей в западноевропейском искусстве, стал изучать историю искусства эпохи Возрождения, поскольку его увлек образ «черного волхва». Это один из трех царей, или волхвов, традиционно изображаемых на картинах с рождественским сюжетом. Поклонение волхвов – одна из излюбленных тем художников, и на ней чернокожий царь, как правило, дарит Христу-младенцу мирру.

Охаджуру был удивлен тем, насколько положительно изображался этот персонаж, что резко контрастировало с многочисленными фигурами чернокожих людей в роли рабов. С его точки зрения, черный царь изображался как позитивный персонаж, поскольку он символизировал африканский континент, который, с точки зрения художников того времени, всего лишь недавно принял христианство после Европы и Азии, и сделался образом объединения мира. Охаджуру начал искать истоки происхождения этого образа и нашел их в «Путешествиях Сэра Джона Мандевиля», тексте 14-го века, в котором говорится, что черный волхв был родом из Сабейского царства в Эфиопии.

Белая царица из Эфиопии

Поэтому Охаджуру был потрясен, обнаружив, что на многих картинах царица Савская, гостья царя Соломона из Ветхого Завета, изображена как белая женщина. Он ссылается на «Отплытие царицы Савской» Клода Лоррена в ​​лондонской Национальной галерее: «Она белокожая. Но я знаю, что царица Савская, как и чернокожий царь, родом из Сабейского царства, которое находится в Эфиопии. Поэтому я предполагал, что и царица Савская должна была быть чернокожей».

Изменение символики

За несколько минут поиска Google Images по ключевым словам «царица Савская» вы получите изображения огромного количества белокожих женщин экзотического вида, томно поглядывающих либо на зрителя, либо на царя Соломона. Вначале эту царицу действительно рисовали темнокожей, но в эпоху Ренессанса этот образ решили сделать сексуальнее. Так было на ранних изображениях царицы Савской, к примеру, на алтаре Клостернойбург в Австрии. Там картина о посещении ею царя Соломона находится рядом с «Поклонением волхвов». Вначале ее рисовали как предсказательницу, пророчицу, используя связь Ветхого Завета с Новым. Символика состояла в том, что как царица гостила у Соломона, так и чернокожий царь придет поклониться младенцу Иисусу. Но к 18-му веку она уже больше не царица, встречающаяся с царем, чтобы вести дискуссию - она идолопоклонница-соблазнительница.

Но Элизабет Макграт пошла дальше в своих исследованиях. Она знала, что царицу Савскую звали Белькис, и она была родом из Йемена. Просто Эфиопия для Западной Европы тех времен была символом Африки, а любой человек из жарких стран был эфиопом по определению. Эфиопия скорее сделалась названием сказочной, волшебной страны. Возможно, это и служило для художников оправданием для изображения царицы Савской как белокожей.

Изменение перевода

Царица Савская заявляет в "Песне Песней" Соломона в Ветхом Завете: «Я черна и прекрасна». Элизабет Макграт рассказывает о том, как изменялся перевод этой фразы из Библии в Европе. В латинской Вульгате, переводе Библии с греческого языка в 405 г. н.э, «и» превращается в «но» - «Я черна, но прекрасна». В Англии в Библии короля Иакова в 1611 году эта фраза меняется еще больше: «Я черна, но симпатична». Возможно, именно эта фраза и стала основой «отбеливающего» искусства.

Черная и прекрасная

Образы чернокожей красоты очень редки в западноевропейском искусстве. Все рисунки и эскизы чернокожих – это в основном изображения слуг и рабов. Разве что в Нидерландах был очень популярен образ «черного волхва». Художникам предписывалось «сделать красиво». Но Питер Пауль Рубенс, художник, все же сделал черное красивым в «Четырех реках», картине 1610 года. Четыре реки персонифицированы мощными женскими фигурами в стиле Рубенса. В центре находится Нил – темнокожая обнаженная женщина, украшенная драгоценностями. В ней есть сила, и она такая же, как и белые женщины. Возможно, в Антверпене, торговом городе, люди часто видели на улице чернокожих купцов, - предполагает Макграт. Но это – изолированные случаи в истории западноевропейского искусства.

История расизма

История того, как эволюционировали изображения Андромеды и царицы Савской, очень важна для понимания европейского расизма. Она помогает понять то, почему чернокожие фигуры практически отсутствуют в европейской истории искусства. Ведь это искусство оказало огромное влияние на наше воображение. Вот почему визуализация образов Библии или классических произведений искусства для нас так стереотипна, и когда в современных фильмах появляются чернокожие герои, нам это подсознательно кажется странным. А когда царицу Савскую играет Джина Лолобриджида – то все в порядке.

Наверное, в учебниках по истории искусства эти проблемы должны получать должное освещение. А вы как думаете?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.