Что скрывают полотна известных мастеров

Что объединяет «Крик» Мунка, «Девушку с жемчужной сережкой» Вермеера и «Поцелуй» Климта? Тайна шедевра заключена в детали, считает искусствовед Келли Гровьер. Все великие полотна содержат странный элемент, который притягивает внимание зрителя и наделен тайным смыслом. Гровьер выявила гипнотизирующие моменты в 8 легендарных картинах и объяснила их значение.

Гобелен из Байо (ок. 1077)

Гигантский вышитый ковер длиной 70 м – работа неизвестных французских мастериц. Гобелен изображает батальную сцену эпохи норманнского завоевания. Художники-авторы рукотворной летописи были не только искусными вышивальщиками, но и выдающимися рассказчиками.

Сюжет завершается сценой, в которой стрела протыкает глаз короля Харольда. Зритель, следуя взглядом от начала гобелена до конца, приходит к ослепленному полководцу. Стрела Харольда становится кульминационной точкой битвы. Так, благодаря стежку иголки, глаз короля, вышивальщиц и самого зрителя концентрируются на одной детали.

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли (1482-85)

В полотне итальянского Ренессанса привлекают внимание золотые волосы богини, развевающиеся у ее правого плеча. Текучие волнистые локоны, подобно моторам-пропеллерам, придают сцене динамику и плавный ритм.

Безупречные кудри Венеры – не прихоть итальянского живописца. В природе форма спирали характерна для корпуса раковин. По сходному вектору движутся хищные птицы в полете. Со времен античности центростремительная конфигурация завораживала ученых и мыслителей. В XVII в. швейцарский математик Якоб Бернулли назвал идеальный завиток «дивной спиралью».

Полотно Боттичелли – ода вечной прелести. Загадочные спиралевидные локоны вьются вокруг уха Венеры, сообщая ей тайны правды и красоты.

«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха (1505-10)

Яйцо, балансирующее на голове одного из наездников, - элемент центральной части триптиха, посвященной плотским удовольствиям. Как фрагмент объясняет смысл картины?

Чтобы понять идею, нужно рассматривать полотно целиком. У левой границы мы замечаем две полупрозрачные сферы, помещенные одна в другую. Это метафора ненадежного телесного мира. Он готов расколоться в любую секунду, как скорлупа.

Работа Босха – подобие яйца. Зрительское восприятие ломается в зависимости от того, рассматриваете вы избранный фрагмент или сюжет в целом. Соотнося группы фигур с масштабными панорамами Рая и Ада, можно осознать хрупкость и беспомощность человека, поглощенного земными наслаждениями.

«Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера (ок. 1665)

Вы уверены, что видите украшение в ухе обернувшейся женщины? Ключевая деталь портрета на самом деле лишь игра нашего воображения. Прищурьтесь - и вы заметите: у сережки нет контуров, а круглая форма украшения – оптическая иллюзия.

Вермеер парой мазков кисти создал то, что мозг зрителя воспринимает как чистейшую из жемчужин. Призрачная сережка - символ иллюзорности нашего земного существования.

«Дождь, пар и скорость» Уильяма Тернера (1844)

Клубы дыма скрывают зайца, перебегающего дорогу перед приближающимся локомотивом. Сам Тернер поведал об этой детали посетителям вернисажа в Королевской академии, где впервые представил работу. Как зверь соотносится с сюжетом полотна, демонстрирующего торжество технического прогресса? И почему Тернер счел нужным сказать об этом?

С античности заяц символизировал надежду и перерождение. Чувства гостей выставки были еще свежи с момента трагедии, случившейся в 1842 г. В канун Нового года поезд сошел с рельс моста, изображенного Тернером. В катастрофе погибли 9 пассажиров третьего класса, еще 16 человек получили увечья.

Тернера прославили полотна, передающие ощущение масштаба, простора и воздуха. Маленькая деталь в виде зайца превратила железнодорожный пейзаж в размышление о хрупкости жизни.

«Купальщики в Аньере» Жоржа Сера (1884)

Крупное полотно, запечатлевшее праздных парижан на берегах Сены, - первая работа Сера, показанная публике. Картина завершена в 1884 и отредактирована несколькими годами позже. Художник усовершенствовал фирменную манеру. Пуантилизм – письмо отчетливыми точками. Увиденные на расстоянии, мазки превращаются в слитную картину.

Техника Сера основана на теории цвета французского химика Мишеля Эжена Шевре. Ученый объяснял, как изображенные рядом противоположные цвета в сознании зрителя трансформируются в устойчивый оттенок.

На заднем плане «Купальщиков в Аньере» виден ряд промышленных труб. Постройки принадлежали свечной фабрике, чье производство основывалось на открытиях того же Шевре. Трубы, воссозданные четкими мазками, увековечили память мыслителя, без которого прославленной техники Сера могло и не быть.

«Крик» Эдварда Мунка (1893)

Персонаж картины - воплощение тоски и тревоги. Принято считать, что облик героя позаимствован у перуанской мумии, которую Мунк увидел на Парижской Всемирной выставке 1889 года.

Однако художника больше волновали проблемы будущего, чем прошлого. Мунка увлекали идеи технического прогресса. В парижском павильоне норвежец мог видеть электрическую скульптуру - дань уважения идеям Томаса Эдисона.

Гигантская лампочка изнутри подсвечивалась 20 тысячами мелких аналогов. Прозрачная композиция, установленная на пьедестал, выглядела как хрустальная статуя современного идола. Не исключено, что скульптура повлияла на творчество Мунка.

Очертания воющего лица в «Крике» явно повторяют контуры лампочки – символа эпохи электричества.

«Поцелуй» Густава Климта (1907)

Думаете, любовь и страсть далеки от мира микроскопов и белых халатов? Густав Климт мог бы с вами поспорить.

В начале XX в. интеллектуальная элита Вены была поглощена исследованиями тромбоцитов и кровяных клеток. Карл Ландштейнер изучал возможности донорства. Он же первым выявил различия между группами крови.

В 1906 г. Венский университет пригласил Густава Климта для создания картин на медицинскую тематику.

В «Поцелуе» внимание привлекает затейливый узор на платье женщины. Орнамент выглядит как осколки древней керамики, пульсирующие кровяными клетками. Художник демонстрирует душу женщины, увиденную под микроскопом. «Поцелуй» Климта – гимн вечной любви, освещенной лучами медицинского оборудования.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.