Что общего у математики, мифологии и риса: ученые-компьютерщики исследуют древнюю индийскую традицию

Фестивали колама - одна из немногих оставшихся возможностей продемонстрировать эту медленно исчезающую традицию. Перед тем как первые лучи солнечного света пробегут по рисовым полям и грязным дорогам в горах Нилгири, прежде чем они пробьются через высотные здания в городских джунглях Ченнаи и Мадурая, женщины Тамилнада приступают к работе. В темноте они убирают порог своего дома и, следуя многовековой традиции, кропотливо рисуют красивые ритуальные рисунки, называемые «колам» с использованием рисовой муки.

Взяв в миску немного рисовой муки (или скорлупу кокосового ореха), художница наступает на недавно вымытый пол: на землю у входа в дом или на любой другой участок, отмечающий точку входа. Работая быстро, девушка берет порции рисовой муки и рисует геометрические узоры.

Создание самого рисунка – вариант молитвы. Художница чуть ли не складывается пополам, сгибаясь в талии, наклоняясь к земле, когда она заполняет свои узоры красками. Многие художники расценивают колам как подношение богине земли Бхуми.

Сосуществование с природой

Но рисунок - это не просто молитва; это также метафора сосуществования с природой. В своей книге 2018 года «Кормление тысячи душ: женщины, ритуал и экология в Индии, исследование колама» Виджая Нагараджан, профессор кафедры теологии и религиоведения в Университете Сан-Франциско, ссылается на веру у индуистов. Мифология о том, что у индусов есть «кармическое обязательство» «накормить тысячу душ» или предложить пищу тем, кто живет среди нас. Ученый пишет, что, предоставляя еду из рисовой муки клопам, муравьям, птицам и насекомым, домохозяйка начинает день с «ритуала щедрости», принося двойную жертву божеству и природе.

Красочные коламы рисуются во время праздников

Слово «колам» означает «красота». Рисунок также воплощает в себе идеальную симметрию прямых или изогнутых линий, нарисованных непосредственно через сетку точек. Почти всегда на первом месте стоит сетка точек, требующая точности в пространстве для максимального получения симметрии. Точка в индуистской философии представляет точку, в которой начинается творение, - это символ космоса. Никакие инструменты, кроме пальцев художника и муки из риса, не используются. Иногда элементы создают собой одну непрерывную линию, которая зацикливается на себе, уходит в бесконечность. Колам также считают представлением бесконечности, бесконечного цикла рождения и возрождения, который формирует основополагающее понятие в индийской мифологии.

Взгляд математиков

Математики и ученые внимательно изучили колам. Это «необычный пример выражения математических идей в традиционной культуре», пишет Марсия Ашер, почетный математик в Итака-колледже. Ссылаясь на свои этноматематические исследования (область исследований, сочетающая антропологию и математику), Нагараджан добавляет, что «колам - одна из немногих встроенных традиций коренных народов, которые внесли свой вклад в западную точную науку».

Хотя сами создатели рисунков могут не мыслить теоремами, многие конструкции имеют рекурсивную природу - они начинаются с малого, но их можно построить, создавая сложный общий дизайн.

Это увлекло математиков, потому что образцы объясняют математические основы. Нагараджан пишет о том, как симметрия искусства колама, такая как повторяющиеся фракталы в дизайне, была уподоблена математическим моделям, таким как треугольник Серпинского. Женщины обучали друг друга этим традиционным образцам веками.

Связь с компьютерами

Ученые-компьютерщики также использовали колам для обучения основам компьютерного языка. Дизайн рисунка можно изучать как язык изображений. Цитируя Ашера, Нагараджан отмечает, что «подобно естественным и компьютерным языкам, языки изображений состоят из ограниченных наборов базовых единиц и конкретных формальных правил их объединения». Обучение компьютера рисованию коламов дало ученым понимание того, как работает функция языков изображения, которую они затем использовали для создания новых языков. «На самом деле это помогает ученым понять что-то элементарное в их собственной работе», - сказал Нагараджан в презентации, посвященной геометрии колама.

Несмотря на точные математические принципы, демонстрируемые в коламе, практики оценивают как весьма интуитивный и очень приятный процесс.

Сегодня традиция рисовать колам борется со временем. Соревнования по коламу во время фестивалей - теперь одна из немногих возможностей продемонстрировать этот художественный ритуал. Несмотря на то что сегодня меньше женщин рисуют колам, соревнования дают больше инклюзивности, приветствуя всех, кто заинтересован участвовать в этом традиционно индуистском ритуале.

Расположение точек определяет идеальную симметрию колама

В праздничный месяц Маргажи по тамильскому календарю Кришнамурти выходит на улицу перед своим жилищем в Ченнаи, рисуя замысловатые коламы на главной улице, поднимаясь по дороге и в течение нескольких часов наклоняясь. Ее работа очень важна, ей необходимо сохранить исчезающую традицию, даже когда проезжающие машины покрывают ее пылью города, где мало места для таких кропотливых занятий.

«Это отличное упражнение на концентрацию, - говорит она, - и полезно для здоровья и для развития творчества».

Кришнамурти училась у своей матери, женщины веками обучали дочерей. "Колам является способом выражения индивидуальности тамильских женщин, символом жизни и творчества", - пишет Нагараджан. Хотя некоторые представители сильного пола рисуют коламы, это исторически достояние женщин.

Семейная реликвия

Родные Кришнамурти предлагают искреннюю поддержку, но мало склонности к участию. Она дает копии своих проектов всем, кто проявляет интерес. По словам Нагараджана, по крайней мере с 1884 года выпускаются маленькие книги о дизайне для колама. Опытные художницы будут создавать книги своих собственных проектов, которые станут семейной реликвией.

Рисунки отражают математические принципы, такие как фракталы. Предполагается, что колам является эфемерным: рисунок рисовой мукой постепенно исчезает по мере того, как день превращается в сумерки, по нему ходят посетители, члены семьи, почтальон или бездомные животные. Следы остаются от крошечных муравьев или жуков. Но поскольку ритуал рисования колама становится редким, возможно, в качестве альтернативы все больше и больше художниц обращаются к стойким порошкам и акрилу, которые дольше удерживают рисунок.

Традиционный колам по-прежнему рисуют рисовой мукой. В сложных рисунках, представленных на конкурсах и показанных на улицах Тамилнада во время фестиваля, используют различные цветные порошки, к ужасу традиционалистов, которые сожалеют, что колам становится таким редким явлением.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знали, что общего у математики, мифологии и риса?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.