Художник потратил десятилетия, создавая портреты известных людей из разбитой керамики. Сегодня его жена проводит экскурсии по странному мозаичному дворцу

Человек по имени Йосси Лугаси казался крайне измотанным в последние месяцы своей жизни. Ему было трудно вставать с постели, двигаться, есть. Когда Йосси становилось чуть лучше, его жена, Яффа, умоляла закончить портрет Дональда Трампа, над которым он начал работать уже давно. Лугаси вставал, тащился к своему рабочему столу, приклеивал к сетке оранжевые, розовые и желтые кусочки мозаики и возвращался в постель.

Лугаси скончался год назад. Небольшой мозаичный портрет Трампа висит в укромном уголке гостиной в его квартире, расположенной в израильском портовом городе Яффа. Одна из многих, картина скрыта среди сотен таких же портретов, увековечивших еврейских исторических деятелей, политических лидеров и икон израильской поп-культуры. Портреты покрывают каждый уголок дома: стены, двери, дверные рамы и даже полы скромной квартиры. Тем работам, которым повезло меньше, нашлось место на крыше, средь бельевых веревок и местами прогнившей кровли домов города Яффа.

Талантливый самоучка

За почти четыре десятилетия работы Лугаси, который бросил школу еще в 5-м классе, был почти безграмотным и никогда профессионально не изучал искусство, создал более 1000 мозаик. Среди его работ - художники и актеры, премьер-министры, президенты и философы, мученики Холокоста, герои войны, члены неудавшихся американских мирных конференций и шпион Эли Коэн, изображенный Сашей Бароном Коэном в сериале Netflix.

Яффа Лугаси, несколько лет назад ушедшая на пенсию с должности секретаря, за скромную плату проводит экскурсии по своему дому, а в свободное время снимает фильм о жизни своего мужа. Она говорит, что этот дом - самое большое в мире мозаичное творение. По ее словам, семья обратилась в Книгу рекордов Гиннесса, чтобы занять свое почетное место. Ей было отказано только потому, что представители Гиннесса не могли определить, под какую категорию подходит дом.

Любящая жена

Складывается впечатление, будто Яффа ждет, когда ее муж выйдет из спальни и присоединится к экскурсии, которую она устраивает всем желающим. Она познакомилась с Йосей в далеком 1977 году, после чего у них родилось трое общих детей.

"У Йоси никогда не было постоянной работы, - говорит она. - Я стала кормильцем, а он остался дома готовить. Я сделала это из любви, чтобы дать ему душевное спокойствие".

После того как художник отводил своих детей в школу, Лугаси садился за работу в крошечной комнатке. Он создавал мозаики с помощью техники, которую сам же и разработал: делал карандашные рисунки на защитной сетке от насекомых, покрытой специальным веществом. Затем он наклеивал мозаичные камни, которые на самом деле были кусочками плитки, керамики и строительного мусора, которые он ранее собрал и аккуратно разделил на куски.

С детства в бегах

Лугаси родился в Марокко в 1949 году в семье из восьми братьев и сестер. В 1954 году, во время Великой иммиграции евреев из исламских стран в Израиль, его семья прибыла в палаточный лагерь для новых иммигрантов в долине Бейт-Шеан. Его мать Алия работала швеей, а отец Элиягу - маляром. В мастерской Лугаси есть мрачная картина маслом холма, покрытого палатками. Перед картиной на груде чемоданов сидит женщина и наблюдает за детьми, играющими в грязи. Внутри одной из таких палаток наверняка сидит и маленький Йосси, мокрый и дрожащий от дождя...

В 1963 году трудности и отчуждение стали слишком велики, и Лугаси переехал в Яффо. "Яффо напоминал родителям Касабланку: город со смешанным населением, морем, рыбалкой", - говорит Ави Лугаси, сын Йосси. Лугаси посвятил одну из своих стен на крыше арабским музыкальным звездам. "У него были арабские друзья, и он хотел, чтобы у них был повод прийти в музей", - объясняет сын.

Жить в Яффе было нелегко

Лугаси бросил школу в 5-м классе и пошел работать.

"Однажды он прошел мимо бакалейщика, украл немного еды, был пойман и доставлен в Управление социального обеспечения, - говорит Яффа. - Социальный работник, который разговаривал с ним, дал ему карандаш и бумагу, и он начал рисовать. Больше он никогда не останавливался".

"Он шел пешком из Яффо в Тель-Авив и часами стоял перед магазином художественных принадлежностей, чтобы заполнить свой арсенал, - с вдохновением говорит Яффа. - Когда ему исполнилось 13 лет, в качестве подарка на бар-мицву он отправился навестить своих друзей из лагеря еще в 1950-х годах. Друзья переехали в бедный город Бейт-Шеан. Лагерь был разрушен, и под ним были найдены остатки великого римского и византийского города Скифополя и его многочисленные мозаики. Будучи взрослым, когда он не мог найти место для хранения рисунков, которые пытались испортить дожди и солнца, Лугаси выбрал в качестве своего средства вечную мозаику, которая, как и в Скифополе, никогда не шелушится и не выцветает.

Невозможные соседи

Сегодня на крыше Лугаси, под сильным яффским солнцем, происходят встречи, кажущиеся невозможными: Бен-Гурион наблюдает за Клинтоном, а Элвис пристально смотрит на Ицхака Рабина. Можно было бы ожидать, что Лугаси отвергнет этих людей, представителей правящих кругов, которые его изолировали от образованного мира. Ави говорит, что его отец сделал прямо противоположное: он построил им святилище и таким образом вернул себе власть. "Его творение, - говорит Ави, - дополняет историю его жизни".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы относитесь к людям, посвящающим своим увлечениям всю жизнь?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.