Полотно «Нищая» было создано легендарным художником в 1874 году. Тогда только начиналась его славная карьера. Он пребывал в небольшом французском городке Вель после окончания Академии художеств в Петербурге. Здесь он увидел бедную девочку, которая зарабатывала, позируя разным художникам. Сегодня эта картина считается уникальной, и ее хотят заполучить многие галереи Европы. Но хранится она в Иркутском художественном музее.
Приезд во Францию
Илья Репин совершенствовал мастерство в Петербурге, в местной Академии художеств. После окончания заведения направился во Францию, в городок Вель. Художник был молод, но уже написал знаменитое полотно «Бурлаки на Волге» и завоевал некоторую славу.
По прибытии во Францию он сосредоточился на пленэрной живописи – создании картин под открытым небом. Тогда в России это направление еще не было развито, но европейские художники создавали немало работ в этой стилистике. Они являли собой категорию импрессионистов.
Концепция жанра подразумевала растворение человека в природе. Репин решил ее модернизировать с помощью конкретных приемов. Художник намеревался с помощью природы дополнять портрет, а не топить его в ней.
Работа с натурщицей
Бедная девочка-рыбачка в городке Вель сразу привлекла внимание художника, и он решил помочь ей подзаработать, а себе бросить новый вызов. Ведь предстояло создать работу с тонким отражением природы и психологических и внешних характеристик натурщицы.
Творческий процесс шел тяжело, девочка постоянно вертелась и баловалась. Но художник смог всего за одну сессию увидеть в ней внутренние кондиции, чувства и переживания. В итоге за короткий интервал был создан утонченный психологический портрет.
Тонкости
И коллеги, и искусствоведы всего мира признают, что благодаря этой работе Репин заслужил репутацию великого портретиста. Многие специалисты выделяют два ключевых достоинства картины:
Первое. С помощью блеклых и темных красок (серого, черного, коричневого и т.д.) происходит создание солнечного и воздушного настроения.
Второе. Оригинальная композиционная позиция девочки. Художник приближает зрителя к самому краю полотна. И взгляды концентрируются на внешних особенностях натурщицы, это:
- удивительно отраженные волосы;
- загорелое лицо;
- выгоревшие брови и ресницы;
- маленькие руки в цыпках;
- одеяние в заплатках.
Охота за шедевром
Творение «Нищая» Иркутскому музею предоставил местный меценат Владимир Сукачев. Тогда он обладал шикарной коллекцией картин. И, будучи общественным деятелем, влиятельным и щедрым человеком, он задумал создать провинциальный музей с собранием работ столичных художников. И указанная картина стала одним из первых экспонатов, появившихся там.
Ее рейтинги стремительно увеличились в 1930-е годы. Этому способствовали материалы Игоря Грабаря и Ильи Зильберштейна о Репине. Они котировались как специалисты высокого класса, исследующие русское искусство. И картина, написанная в Веле, была признана ими лучшей среди всех работ молодого художника.
И вскоре на нее была устроена, без преувеличения, охота. В 1948 году из Иркутска она была доставлена на выставку в Третьяковку. Администрация Московской галереи после знакомства с картиной обратилась к министру культуры с претензией: «Этот шедевр должен храниться и выставляться только в Москве».
Тогдашний руководитель Иркутского музея (Фатьянов) вступил в оппозицию со столичными коллегами и только за счет одной махинации (обмана реставраторов) смог тайно увезти «Нищую» в свое учреждение.
Московская сторона была возмущена до предела и требовала призвать его к уголовной ответственности. И Фатьянова спасли только перестановки в руководстве Третьяковской галереи и отставка тогдашнего министра культуры.
И с тех пор «Нищая» хранится только в Иркутском музее и является его жемчужиной, несмотря на потрясающую коллекцию произведений из Сибири, Петербурга, Европы и Азии.
Ближайшие планы
Картина находится в Иркутске многие годы, но никогда не вывозилась за границу. И только в 2021 году нарушается эта тенденция. И выезд запланирован на 8 февраля.
Ранее она многократно представлялась в Москве. В 2020 году побывала в Екатеринбурге на грандиозном мероприятии «Репин. Наследие. Ученики». А сегодня пришло время выезда в Европу.
Сначала она посетит музей «Атенеум» в городе Хельсинки и пробудет там с 19 марта по 29 августа. В этот период пройдет выставка работ Ильи Репина.
Второй пункт назначения – музей «Пти Пале» в Париже. Сроки ее демонстрации там ограничены периодом 05.10.2021 – 23.01.2022. Возвращение домой произойдет в марте будущего года.
Забота об инвалидах
Иркутский музей всегда рад посетителям и щепетильно относится к людям с ограничениями по зрению. И специально для них здесь стали появляться тактильные картины.
Первая подобная работа была предоставлена еще Павлом Сукачевым в рамках акции «Трогательное искусство». Цель таких творений заключается в создании рельефных дубликатов картин из главной музейной экспозиции. Так инвалиды по зрению могут за счет осязания представлять себе известные полотна.
Подобная копия картины «Нищая» была произведена в городе Торжок на специальной профильной фабрике. Процесс создания шел несколько месяцев. Зато результат позволяет инвалидам распознавать и черты лица изображенной девочки, и компоненты ее одежды, и подробности пейзажа. А на раме высечена надпись шрифтом Брайля.
Реализация тактильного проекта – это результат сбора средств на портале «Бумстартер». В совокупности здесь удалось аккумулировать порядка 340 000 руб. из 85 вложений граждан.
Однако из накопившейся суммы пришлось выделить проценты для оплаты налогов и работы указанного портала. В итоге финансов хватило только для производства и импорта в Иркутск лишь одного тактильного произведения. Им оказалось легендарное творение Ильи Репина.
Сначала с произведением познакомились дети и подростки, имеющие ограничения по зрению. Мероприятие было организовано 14 октября 2016 года. Дата выбрана символично - в канун Международного дня белой трости (15 октября, занесен в календарь более 40 лет назад). Музей планирует и далее устраивать такие мероприятия, но только в групповом формате и по предварительным записям.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание