Русская серия Лепренса: как французский художник увидел наших крестьян в 18 веке

В 18-м веке в России было немало живописцев. Одни писали портреты правителей и приближенных ко двору, другие рисовали мифических персонажей. А вот чтобы взять мольберт да отправиться куда-нибудь подальше от Петербурга, желательно в Сибирь, и запечатлеть жизнь простых людей — это никому из русских художников и в голову не приходило. К счастью, в 1758 году в Россию прибыл один не бесталанный француз, который не поленился и съездил в Сибирь для зарисовок "русских типов".

Жан Батист Лепренс

В творческой биографии французского художника много неясного. Известно, что он стал первым иностранным живописцем, изображавшим быт русских крестьян. Но с какой целью, по чьему заданию — не совсем понятно. По одной версии, написать несколько "сибирских" картин ему приказала императрица Елизавета Петровна. По другой — сделал он это по просьбе своего соотечественника Жана Шаппа д’Отроша, чья книга очень разозлила Екатерину II.

Лепренс был учеником Франсуа Буше — живописца, гравера, яркого представителя рококо. За пять лет до поездки в Россию он выгодно женился на немолодой, знатной девице и, как поговаривали, из-за жены, которая быстро надоела ему, и бежал из Франции — сначала в Италию, а оттуда в Россию.

В Санкт-Петербург он приехал по приглашению Елизаветы Петровны. Поначалу работал в Академии художеств, затем жил в Москве, и наконец совершил путешествие в Сибирь. И в 1762 году он вернулся в родную Францию с целой коллекцией картин, изображающих русские пейзажи, быт и традиции.

Стиль Лепренса

Одна из особенностей рококо, в котором работал французский художник, — уход от реальности. На его картинах крестьяне похожи на библейских персонажей, крестьянские дети — на херувимчиков. Девицы — румяные красавицы, пышущие здоровьем. Поражают грациозностью русские лошади, запряженные в сани.

Главное, все герои выглядят вполне счастливо.

Гравюры и картины Лепренса пасторальные. Пасторали мало общего имеют с действительностью. Типичные рисунки в этом жанре выполнены в пастельных тонах, изображают сельских жителей на фоне живописных пейзажей в окружении пушистых овечек. То есть примерно то, что рисовал Лепренс в России.

Живописная этнография

Некоторые исследователи полагают, что ни в какой Сибири француз не был: доехал до Казани и повернул обратно. Тем не менее его этнографическая живопись получила широкую известность в Европе, особенно во Франции. В XVIII веке она стала для иностранцев одним из главных источников знаний о русском быте. "Русские крестины" — картина, которая сегодня хранится в Лувре, заслужила высокую оценку самого Дени Дидро.

Произведения Лепренса неоднократно перерабатывались другими художниками и включались в издания, посвященные русской культуре.

Книга о России, разозлившая императрицу

В 1768 году французский исследователь Шапп д'Отерош издал книгу о России. Называлась она "Путешествие по Сибири", и это первое издание, в которое вошли рисунки Лепренса.

Как уже было сказано, по одной из версий, мастер рококо рисовал русских крестьян по просьбе д'Отероша, который на самом деле был в Сибири, много чего видел и обо многом рассказал соотечественникам.

Екатерину II книга французского путешественника возмутила. Россию он показал отсталой страной, традиции русского народа — дикими. И вообще, непонятно было, зачем д'Отерош отправился в сибирскую глушь, вместо того чтобы описать европейскую часть России, а прежде всего столицу.

Кстати, в книгу вошли не только пасторальные рисунки Лепренса, но и его зарисовки с довольно пикантными сюжетами, к примеру, сцены в общей бане. Русская баня не одно десятилетие смущала иностранцев, в особенности тот факт, что мужчины мылись вместе с женщинами. Однако общие банные процедуры в России были запрещены еще в 1742 году, то есть почти за двадцать лет до приезда Лепренса в Петербург. Может, в каких-то отдаленных уголках России французу и довелось стать свидетелем банных развлечений, но вполне возможно, что часть подобных сюжетов основаны на домыслах и фантазиях.

После России

Когда Лепренс приехал в Петербург, он был молодым, никому не известным художником. "Русская серия" прославила его. Вернувшись домой, он стал академиком французской Академии художеств, создал еще немало гравюр и даже изобрел свою технику (лавис). Однако русской теме не изменял и чуть ли не до конца жизни писал картины русского быта.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вам нравится творчество Жана Батиста Лепренса?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.