Жизнь в портретах: Анна Ахматова глазами известных художников

Пятого марта 1966 года, ровно 55 лет назад, в поселке Домодедово Московской области скончалась великая поэтесса. Анну Андреевну Ахматову, умершую в этот день в возрасте 75 лет от инфаркта, называют «русской Сапфо», «императрицей русской речи». Ее стихи, не похожие ни на какие другие, обладают особой притягательностью для истинных любителей поэзии. По выражению критиков, они «отточены до твердости алмаза, напоены любовью, страстью и нежностью».

Сотрудниками музея поэтессы в Фонтанном доме собрано более двухсот ее прижизненных портретов. Ее образ как символ непростой эпохи запечатлевали такие выдающиеся живописцы, как Амедео Модильяни, К. Петров-Водкин, И. Бродский, А. Баталов и др. По словам выдающегося российского искусствоведа Э. Голлербаха, в портретах поэтессы содержится больше правды о ней, чем в десятках монографий критиков. Как в работах художников отразилась личность и трагическая жизнь великой ваятельницы слова?

Фигура «Ночи»: уцелевшая работа Модильяни

Немногим более ста лет назад русская поэтесса Ахматова, что называется, покорила Париж. В 1910-м она прибыла сюда вместе с супругом, Николаем Гумилевым. Пара решила провести здесь медовый месяц.

Среди множества деятелей искусства, с которыми они познакомились на Монпарнасе, был итальянец Амедео Модильяни. Художник, очарованный аристократической внешностью молодой поэтессы, написал шестнадцать ее изображений. В продолжение всего пребывания Анны в Париже итальянец приглашал ее в Лувр, где любовался своей музой на фоне экспонатов египетской галереи.

Удлиненная фигура Ахматовой и ее украшенный изящной горбинкой нос явились для восхищенного живописца олицетворением египетских богинь и цариц. Живописец с упоением писал портреты Ахматовой. Многие рисунки были созданы им по памяти, после отъезда женщины на родину. Во время революции почти все работы сгорели в пожаре, охватившем ее дом в Царском селе. Из них уцелела лишь одна – та, на которой поэтесса изображена в виде аллегорического образа «Ночи». Известно, что Ахматова с ним никогда не расставалась.

Портрет Н. И. Альтмана (1914 г.)

В 1914-м были опубликованы «Четки», второй поэтический сборник Анны Андреевны, принесший ей признание. На портрете, выполненном Натаном Альтманом, она предстает такой, какой знали ее друзья и близкие. В ее облике художнику удалось передать присущие поэтессе гордость и одновременно некую уязвимость. Портрет очень понравился Анне Андреевне, она отмечала, что ее с художником объединяет «родство душ» и «содружество муз».

Портрет «Печальной красавицы» (работа Ю. П. Анненкова)

В 1921-м, когда создавалась картина, поэтесса проживала в Петрограде. В это время она была женой Владимира Шилейко, за которого вышла сразу же после развода с Гумилевым, в 1918-м. В этот период Ахматова остро переживала наступившие в стране и ее жизни перемены: эмигрировали все ее друзья, Анна Андреевна осталась в одиночестве.

В ходе написания портрета (см. фото в самом верху) Анненков пытался отвлечь поэтессу от тягостных раздумий, развлекая ее легкой беседой. Известно, что художником созданы два изображения Анны Андреевны: один из них выполнен гуашью, другой – пером. На обоих портретах поэтесса изображена по пояс, она расположена вполоборота, изящно прислонив руку к груди. В ее больших выразительных глазах – неизбывная грусть, переживаемая этой великой женщиной в наступившие трудные времена.

Портрет, выполненный К. С. Петровым-Водкиным (1922 г.)

Изображение поэтессы, созданное К. С. Петровым-Водкиным, известная романистка и историк Мариэтта Шагинян назвала «иконой», ее «духовным» портретом. На лице Ахматовой отразились глубокие переживания, выпавшие на ее долю в 1922-м.

Этот год считается одним из самых трагичных в биографии поэтессы: расстреляли ее первого мужа Николая Гумилева, умер Блок, которого она считала своим учителем, арестован ее сын Лев, распался брак с Шиленко. В этот год выходят два ее поэтических сборника, посвященных ушедшим любимым поэтам - Anno Domini и «Подорожник». Сама поэтесса сочла работу художника неудачной – по ее мнению, она изображена на нем слишком робкой.

«Черный ангел» (работа Н. А. Тырсы, 1928 г.)

В 1928 году Ахматова уже почти совсем не печатали. Еще в 1924-м вышло постановление о прекращении ее литературной деятельности. Власть отнесла поэтессу к представителям «пустой поэзии, лишенной какой бы то ни было идеологии, чуждой советскому народу». Большевикам был чужд ее эстетизм и т.н. «религиозно-мистический эротизм».

Вынужденное поэтическое молчание для женщины, посвятившей себя поэзии, было необыкновенно мучительным. Ценители ее поэзии переписывали ахматовские стихи от руки, заучивали их наизусть, после чего сжигали. В это время Н. А. Тырса пишет ряд ее портретов, используя для этого не совсем обычные материалы — он пользуется смесью акварели и копоти от керосиновой лампы. Очарованный ими Осип Мандельштам назвал Ахматову «черным ангелом на снегу», несущим на себе «печать Господню».

Портрет в белом платье (1939 г.), выполненный А. А. Осьмеркиным

В это время Ахматова занималась в основном переводами поэзии Пушкина. Сын продолжал отбывать срок в лагерях, друг О. Мандельштам умер в заключении. Специально для позирования художнику Анна Андреевна заказала новое платье из белой ткани. Однако сшить его не успели – она изображена в платье, взятом напрокат. Это был период, когда «окаменелая душа» поэтессы «снова училась жить».

Портрет работы В. П. Белкина (1941 г.)

Мастер начал писать изображение Анны Андреевны в мае 1922-го. Причина, по которой портрет был переписан, осталась неизвестной. Полностью работа была завершена в 1941-м.

Потрет работы М. С. Сарьяна (1946 г.)

1946-й ознаменован выходом постановлением ЦК, в котором работа ведущих советских журналов «Ленинград» и «Звезда» была признана неудовлетворительной из-за публикации в них произведений М. Зощенко и А. Ахматовой, названных «безыдейными» и «идеологически вредными».

В своей разгромной речи руководитель партии А. А. Жданов именовал поэтессу «блудницей» и «монахиней», пишущей стихи, чуждые советскому народу и наносящие вред делу воспитания молодого поколения. От Ахматовой отвернулись многие знакомые, некоторых она избегала сама, чтобы не навредить. Работа Сарьяна над портретом опальной поэтессы оказалась незавершенной: заболев, Анна Андреевна не смогла прийти на заключительный сеанс. Руки героини остались недописанными.

Портрет, созданный М. Ф. Лянглебеном (1964 г.): «русская царица»

В 1964–м Анна Андреевна снова печаталась. Она была восстановлена в Союзе писателей. В Италии ее наградили престижной литературной премией «Этна-Таормина». Ее сына Льва в 1956-м реабилитировали. На портрете, созданном М. В.Лянглебеном, поэтесса изображена сидящей в глубоком кресле. Это женщина, измученная невзгодами и болезнями, но не сломленная. По мнению писателя Ю. Чапского, своей спокойной, величественной, горделивой позой она напоминает идеализированный образ русской царицы восемнадцатого века.

За год до смерти, в возрасте неполных 75 лет, ее пригласили в Англию, где поэтесса была удостоена докторской степени Оксфордского университета. Вскоре после этого она умерла, не перенеся последствий сердечного приступа. Сегодня талант и творческое достояние Анны Ахматовой высоко оценены во всем мире.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Любите ли вы поэзию Ахматовой? Какое впечатление произвели на вас ее портреты?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.