В новом исследовании, опубликованном в журнале Personality and Individual Differences, ученые пытаются прояснить, что такое креативность и чем она не является. Название этого издания переводится на русский язык, как "Личность и индивидуальное развитие".
Это рецензируемый научный журнал, в котором публикуются статьи, расширяющие понимание структуры личности и прочих форм индивидуальных различий, а также процессов, которые их вызывают, и их применения на практике.
"Мифы о творчестве продолжают вносить свой вклад в его таинственную ауру, несмотря на растущий уровень научного понимания этого сложного явления", - говорят авторы работы под руководством Матиаса Бенедека из Университета Граца в Австрии.
В обществе существует неправильное понимание основ творческого процесса
Это исследование было направлено на изучение распространенности известных мифов о творчестве в шести странах с различными культурными корнями и выяснило, почему некоторые люди верят в них больше, чем другие. Результаты выявили устойчивые, широко внедрившиеся предубеждения в общественной концепции креативности, такие как приписывание творческих достижений спонтанности и случайности, а не настойчивости и профессионализму.
Ошибки, допущенные в научной литературе, которые со временем превратились в общеизвестные мифы
Чтобы прийти к такому выводу, ученые просмотрели существующую научную литературу и выявили пятнадцать "творческих фальшивок", которые они разделили на четыре категории, показанные ниже.
Мифы, касающиеся определения понятия "творчество":
- "Творчество не поддается измерению".
- "Творчество, по сути, это то же самое, что искусство".
- "Творческие идеи хороши сами по себе".
- "Большинство людей не смогли бы отличить абстрактное искусство от детских рисунков".
Мифы о творческом процессе:
- "Творческие достижения обычно являются результатом внезапно возникшего вдохновения".
- "Творческое мышление в основном происходит в правом полушарии мозга".
- "Творчество - это в большинстве случаев деятельность, проходящая в уединении".
Мифы о творческой личности:
- "Творчество - это редкостный дар".
- "Люди обладают определенным творческим потенциалом и не могут глобально изменить его".
- "Дети более креативны, нежели взрослые люди".
- "Психические расстройства обычно сопровождают исключительную креативность".
Мифы о стимулировании творчества:
- "Люди получают больше творческих идей под воздействием алкоголя или марихуаны".
- "Длительное школьное обучение вредит творчеству детей.
- "Мозговой штурм в группе порождает больше идей, чем если бы люди думали сами по себе".
- "Человек наиболее креативен, когда обладает полной свободой в своих действиях".
Далее расскажем о подробностях исследования.
Эксперимент, проведенный австрийскими учеными, подтверждает наличие заблуждений
Чтобы проверить, насколько люди разделяют указанные заблуждения, ученые привлекли для своего исследования 1417 человек, проживающих в шести странах. После того как они ответили на вопросы, было выяснено, что примерно половина опрошенных согласилась с мифами, касающимися творчества. Исследователи приводят следующие данные.
Наибольшее одобрение наблюдалось в отношении заблуждения - "Мозговой штурм в группах генерирует больше идей, чем если бы люди думали в одиночку". С ним согласилось 80% респондентов.
Кроме того, люди в значительной степени согласились с тем, что "Человек наиболее креативен, когда он полностью свободен в своих действиях". Таких нашлось 70%.
Мнение о том, что "Дети более креативны, чем взрослые", разделяют 68%. А 63% участников исследования считают, что "Большинство людей не смогут отличить абстрактное искусство от детских рисунков".
С другой стороны, большинство не согласилось с тем, что "Люди обладают определенным творческим потенциалом и не могут глобально изменить его". С этой выкладкой согласны только 20%. Не возражают против того, что "Творчество - это в большинстве случаев деятельность, проходящая в уединении", 25 % респондентов.
Различия в мнении у жителей разных стран
Интересным фактом является то, что учеными было обнаружено различие в мнениях между представителями разных стран. Например, участники эксперимента из Соединенных Штатов Америки более всего склонны поддерживать заблуждения, состоящие в том, что "Творческие идеи хороши сами по себе" и что "Творчество не поддается измерению". С другой стороны, люди, живущие в Китае, скорее всего, поддержат идею о том, что "Творчество, по сути, это то же самое что искусство".
В чем проблема неправильного понимания творчества: вывод ученых
Авторы исследования выражают надежду на то, что их работа развеет некоторые из распространенных заблуждений, касающихся творческого процесса. Ученые отмечают, что "наивная" концептуализация творчества проблематична по двум причинам.
Во-первых, соотнесение креативности с детским поведением и фактором случайности подразумевает низкую оценку тяжелой работы, стоящей за творческими достижениями.
Во-вторых, данная позиция основывается на признании того, что главная роль в развитии креативности принадлежит озарению, вдохновению, и при этом игнорирует знания, умения и навыки, ведущие к профессионализму.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание