Проверить заказчика и составить договор: как обезопасить себя от неоплаты выполненной работы

Каждый год несколько тысяч людей становятся предпринимателями. И почти 2/3 открывшихся компаний прекращает свое существование в течении первого года. Статистика неумолима: через четыре года на поле битвы остается только половина. Что делать, чтобы выжить?

Реальность и интернет

В книгах и статьях мы часто читаем истории успешных людей, открывших бизнес в гараже и разбогатевших. Однако существуют тысячи историй о неудачах, которые никто не хочет публиковать. У этих предпринимателей был талант, оптимизм, идея, они много работали и были готовы преодолеть любые препятствия. Но они так и не достигли этого. Почему? У них просто кончились деньги.

Для бизнеса деньги - это как кровь для нашего тела. Вот почему так важно обезопасить себя и обеспечить постоянный приток финансов.

Неоплаченные счета

Вы заканчиваете важную работу, выставляете заказчику счет и поздравляете себя с отличной сделкой. Скоро в вашем кармане будет больше денег! К сожалению, 54 % предпринимателей жалуются на то, что подрядчики задерживают оплату более чем на 60 дней после исполнения договора. Поэтому нужно быть реалистом и не надеяться попасть в оставшиеся 46 %. Рано или поздно неоплаченные счета появятся и у вас. Чтобы этого не произошло важно проделать до заключения договора подготовительную работу.

Избегайте недобросовестных заказчиков

Это может звучать наивно, но совет «профилактика лучше лечения» хорошо работает и в бизнесе. Начинающие предприниматели могут подумать, что самая большая проблема их компании - отсутствие заказов. Однако намного хуже, когда вы вложили в работу свои силы, время и деньги, а вот оплату не получили. В этом случае вы уйдете в минус, что поставит под угрозу ваш бизнес.

Причины, по которым они не платят, могут быть разными. Временные сложности, проблемы с ликвидностью - неважно. По большей части, вас не должно это беспокоить. Лучше вообще не вступать в переговоры с такими заказчиками. И тщательная проверка ваших клиентов должна культурой ведения собственного бизнеса. Рассматривайте это как предложение пожениться. Вы же не будете идти под венец с первым встречным? Так и тут, прежде чем принять заказ, как следует взвесьте все за и против. Поверьте, иногда лучше отказать человеку.

Почитайте отзывы в интернете

На заказчиков отзывов в Сети гораздо меньше. Тем не менее можно найти достаточно упоминаний, которые дадут вам представление о клиенте. Начните с простых вещей: поиск в Google и Facebook. Введите в поисковой строчке название компании, ИНН и имя владельца или представителя. Возможно, вам это покажется очевидным, но вы удивитесь, узнав, сколько людей пропускают этот шаг. Они считают, что если человек выглядит как порядочный парень, то ему можно доверять. «Все точно будет хорошо!», - говорят они себе, в то время как форумы в интернете пестрят негативным отзывами о компании.

Убедитесь, что компания вообще существует

Этот шаг должен стать для вас безусловной привычкой. Перед началом работы с новой компании обязательно проверяйте, существует ли она на самом деле. Эту информацию легко можно узнать, использовав ИНН организации. В мире полно любителей быстрых денег, которые создают фиктивные компании. Поэтому всегда лучше проверить официальные документы, тем более что это займет всего несколько минут. Также в онлайн-базах можно найти информацию о том, как долго существует компания.

Узнайте, платит ли подрядчик вовремя

Это весьма сложный совет, поскольку проверить регулярность выплат заказчиков не так-то просто. То есть вы можете напрямую спросить об этом, но клиент вряд ли расскажет вам всю правду. Существует еще один вариант - связаться с другими компаниями, с которыми работал заказчик, и задать этот вопрос. Но этот метод определенно стоит использовать только в исключительной ситуации.

Тем не менее существуют досье на контрагентов. ФНС не советует компаниям сотрудничать с партнерами, у которых есть отметка о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ. Она напрямую предупреждает о том, что работать с контрагентом рискованно.

Составьте работающий договор

По-видимому, Уоррен Баффет провел часть своих многомиллионных транзакций, скрепляя их простым рукопожатием. Однако такую роскошь могут позволить себе только миллиардеры, окруженные десятками юристов, которые знают, как заключать сделки. Если же у вас нет активов на миллиард долларов, то лучше заключить обычный договор, который обезопасит вас от многих проблем.

Когда сотрудничество идет гладко, а платежи поступают вовремя, никакой нужды обращаться к договору нет. Однако это лучшая защита для трудных времен, когда отношения с партнером по какой-то причине ухудшаются. Кроме того, соглашение позволяет уточнить и прояснить любые возможные неясности, согласовать детали и сопоставить фактические ожидания до того, как заказ будет выполнен.

Составьте договор по собственному плану

Если у вас есть такая возможность, то лучше создать договор по индивидуальному макету. Это позволит вам внести в него ряд пунктов, которые будут полезны для вас. Ваш заказчик, в свою очередь, должен указать места, с которыми он не согласен. Эта тактика требует нескольких встреч и присутствия юриста, однако она полностью окупается при возникновении разногласий.

Помимо более подробного описания обязанностей обоих сторон и технических спецификаций (что, когда и как вы будете делать), пропишите подробные положения о правилах оплаты за выполненную работу. В этой части стоит придерживаться следующих советов:

  • Точно обозначьте, сколько, когда и в какой форме клиент будет обязан вам заплатить.
  • Опишите, что произойдет, если платеж не будет выполнен вовремя (например, назначьте пени). Также можно указать, что дальнейшая работа будет приостановлена до получения промежуточного платежа.
  • Также обратите внимание, что право собственности на произведенные вами товары и услуги передается клиенту только после оплаты. Например, если вы работаете графическим дизайнером, обратите внимание, что вы передаете авторское право только после того, как ваш макет полностью оплачен.

Со временем вы выработаете удобный для себя договор, и вам больше не будет нужды прибегать к услугам юриста каждый раз. Остальные же правила защитят ваш бизнес от неоплаты и позволят заранее планировать поступления.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Каких правил вы придерживаетесь, когда принимаете заказ?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.