Мой ребенок - интроверт. Как сделать его пребывание в школе комфортным?

От 30 до 50% населения планеты, по оценкам специалистов, – интроверты, то есть люди, ориентированные на свой внутренний мир. Им нужно время для "подзарядки", отдыха от общения.

Интровертам в основном комфортно наедине и не всегда нравится много говорить, особенно с малознакомыми людьми. Дети-интроверты выбирают уединенный отдых на переменах, не любят шумных игр. За то, что много лет миром правили экстраверты, родители таких "застенчивых" детей часто волнуются и пытаются изменить закрытость своего малыша, чего делать не стоит.

Нужно принять их такими, какие они есть, и помочь приспособиться к миру, где социальные связи имеют большое значение.

Как же "ухаживать" за этими капризными детьми?

За это отвечают и родители, и школа. Их задача – научить детей жить в обществе, сохраняя при этом индивидуальность. Будем откровенны, школа старого образца ориентировалась на экстравертов.

Страшные мантры "к доске пойдет, к доске пойдет..." снятся в кошмарах интровертам даже спустя годы после выпускного бала.

Детей, склонных к интроверсии, на самом деле совсем не мало, и школа должна об этом помнить. Экстраверты больше любят активные занятия, движение и работу в команде, а интроверты предпочитают спокойную работу и самостоятельные проекты.

По новым стандартам, в школе каждый ученик может найти уголок для уединенного отдыха, чтобы "перезарядиться", в чем иногда так нуждаются дети-интроверты. Это может быть поделенное на зоны пространство коридора или специальное место в библиотеке.

Ольга Чигир, детский и семейный психолог, говорит: "Когда ребенка побуждают выступать публично, участвовать в соревнованиях или другим образом проявлять себя – это всегда вопрос: кому на самом деле нужна эта деятельность?"

Действительно ребенку или, скорее, родителям? Для удовлетворения внутренней потребности ребенка в демонстративности и признании? Или для удовлетворения такой родительской потребности через ребенка?

"Мы живем в реальности конкурирующих внутренних потребностей. И если для ребенка-интроверта внутренняя потребность в безопасности сейчас преобладает над потребностью в признании, стоит с вниманием и уважением к этому отнестись, и не проталкивать собственные нужды", – отмечает детский и семейный психолог Ольга Чигирь.

Расходы психики на установление связи, осуществление коммуникации – разные у разных людей.

Чередование видов активности и возможность выполнять задачи индивидуально в больших, малых группах позволяет ребенку восстанавливать ресурс, если его слишком много тратится на этапе коллективной деятельности.

Пространство для уединения крайне важено в условиях постоянного информационного шума как место воспроизводства ресурса, потраченного на установление и поддержание связи с другими.

Случается, что ребенку-интроверту все равно сложно в школе. Часто это происходит потому, что учитель просто не знает об особенностях ученика.

Педагогика партнерства

В таком случае полезным будет другой принцип – педагогика партнерства, в котором родители и учителя помогают друг другу достичь общей цели – благополучия ребенка.

Есть несколько простых способов, с помощью которых учителя и руководство школы могут услышать интровертов и удовлетворить их потребности.

Им нужно предложить то, что привлечет их в школьную жизнь, даст уверенность в себе.

Учителям нужно постоянно задавать себе вопрос: "Я учитываю интересы интровертов?"

Если да, тогда учитель предполагает:

  • время чтения, записи и рефлексии;
  • работа в небольших группах (3-5 человек), где каждый имеет возможность поделиться своими мыслями и идеями, не чувствуя давления всего класса;
  • взаимодействие, когда двое учеников выполняют совместное задание;
  • возможность выбора учеником одиночных видов работы.

На уроках стоит использовать "время ожидания" ответов. Это небольшая пауза между тем, когда учитель задает вопрос, и тем, когда он дает кому-то возможность ответить.

Таким образом, ученики из интровертов оказываются в равных условиях с другими. Эксперты утверждают, что идеальное время для такой паузы – от 3 до 7 секунд.

Во многих школах считают, что интроверты просто не хотят участвовать во внеклассных мероприятиях, но это не так. Они хотят заниматься чем-то, что отвечает их личным интересам. Таким ученикам можно предложить кружок робототехники или клуб фотографии.

Советы родителям

Пытаться сделать из ребенка экстраверта ни в коем случае нельзя. Это то же самое, что переучивать человека писать другой рукой.

Тем не менее нужно помогать им научиться общаться с людьми, налаживать контакты, сосуществовать с экстравертами. Главное – делать это постепенно и без принуждения.

Ни в коем случае нельзя тянуть ребенка в многолюдные места силой, потому что "ты просто не знаешь, все дети это любят, тебе понравится".

Вам хотелось бы после тяжелого рабочего дня, когда мечтаешь, чтобы никто не трогал, чтобы вас потащили на вечеринку-фуршет с кучей незнакомцев? Вряд ли.

Вот и ребенку-интроверту не всегда хочется тратить свою энергию, когда "батарейки" на нулях.

Никогда не повышайте голос на ребенка, даже если вы не видите реакции на свой вопрос. Экстравертам свойственны быстрые реакции и ответы, интровертам иногда надо подождать. Они просто используют принцип "слово – не воробей" на практике.

Не воспринимайте за обиду нежелание много говорить. Помните, что каждый человек может по-другому выражать свои эмоции.

Специалисты советуют организовывать для ребенка так называемые тайм-ауты в форме ежедневных ритуалов. Например, каждый раз после школы спокойно посидеть с ребенком за столом, угостить соком или любимым печеньем и не атаковать вопросами, если он сам не захочет чем-то поделиться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А ваш ребенок - интроверт или экстраверт?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.