Тесты IQ не работают: как определить уровень одарённости ребёнка

Скорее всего, вы не раз слышали об IQ, необычном методе измерения уровня интеллекта. Первая полноценная шкала для оценки умственных способностей была создана чуть более 100 лет назад. С течением времени интерес общественности к подобным тестам увеличивался, но так ли стоит верить оценке IQ? Давайте узнаем.

Важная деталь

Показатели IQ-теста часто используют для классификации (как взрослых людей, так и детей) одаренных и не очень одаренных. Однако не следует относиться к подобной оценке уровня интеллекта как к истине в последней инстанции: существует много причин, не имеющих ничего общего с реальным интеллектом ребенка, из-за чего он может не сдать тест на IQ.

Стараясь определить одаренность детей, специалисты часто сталкиваются с путаницей, противоречиями, двойственностью и беспокойством по поводу образования. Постепенно педагоги и родители понимают, что важный вопрос заключается не в том, принадлежит ли ребенок к категории одаренных, а в том, как лучше всего удовлетворить его индивидуальные потребности в обучении.

Различные факторы

Когда специалисты хотели выяснить, является ли гением тот или иной ребенок, тесты IQ обычно считались золотым стандартом. Однако данный подход приводил к возникновению многих вопросов. К примеру, что на самом деле измеряют эти тесты? Почему результаты исследования так сильно зависят от расы и социально-экономического статуса?

Проведение надежных IQ-тестов обходится дорого: оно требует как минимум два часа индивидуальной встречи с обученным психометристом или психологом. Более того, можно перечислить десятки причин, по которым одаренных ребенок может провалить данный тест. Он может быть голоден или болен, может отвлекаться, беспокоиться или испытывать дискомфорт из-за специалиста.

Есть только один способ достичь успеха - это действительно хорошо решать вопросы и все головоломки в тесте, быть полностью здоровым в этот день и опытным в выполнении заданий.

Особенности

Тесты для определения уровня интеллекта могут быть полезны для выявления проблем с обучением и сильных сторон ребенка (когда есть в этом необходимость), но гораздо полезнее работать над тем, чтобы учебная программа соответствовала способностям и знаниям ребенка.

На самом деле есть много способов определить потребности детей в обучении, и преподаватели используют многие из них каждый день. Будь то их личные наблюдения, студенческие портфолио, еженедельные викторины, обсуждения в классе: все это предоставляет полезную информацию о том, правильно ли ребенок учится и участвует ли он в процессе обучения.

Ситуация

Дона Мэтьюс, доктор философии и психолог по развитию детей, делится: "Я хорошо помню Глорию, с которой я одно время работала: она тогда училась в 4 классе. Девочка была отличницей, и многие удивлялись, почему она не попала в программу для одаренных детей.

Так получилось, что в день проверки она заболела гриппом: девочка очень не хотела пропускать это важное событие, однако из-за болезни не смогла прийти. Я решила, что лучший способ получить представление о потребностях Глории в обучении - это использование тестов по конкретным предметам.

Впоследствии выяснилось, по математическим рассуждениям и концептуальному мастерству уровень интеллекта Глории практически соответствовал умственному развитию девятиклассницы. Именно такие тесты дают более точную информацию для выявления одаренных образовательных потребностей".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Что вы думаете о таких тестах? Есть ли от них какая-то польза?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.