Почему метод последствий не эффективен в воспитании детей (и чем его заменить)

Импульсивность ребенка часто ошибочно принимают за недостаток, однако это норма развития. Мозг ребенка пока не способен быстро подстраиваться, поэтому реагирует эмоционально на любой "сигнал". Впоследствии это изменится, поэтому не стоит лишний раз ругать ребенка, но объяснять необходимо.

Последовательность действий

Маленькие дети иногда просто не задумываются, к чему могут привести их действия. Поэтому реакция или дальнейшие действия малыша могут оказаться спонтанными и неосознанными. В обиженном состоянии некоторые дети успокаиваются, а некоторые реагируют криком и истериками. В такие моменты ими движут импульсы и эмоции.

Импульсивность дошкольников - это естественный процесс развития. Поэтому они способны пока оценивать мир фрагментами, прежде чем смогут полностью увидеть общую картину.

Префронтальные области мозга обычно созревают в период от 5 до 7 лет, но у особо чувствительных деток этот процесс может затянуться до 9 лет. Первые признаки формирования станут заметны, когда ребенок начнет задумываться, прежде чем что-либо сделать.

У малыша появится способность держать себя в руках. Он начнет обманывать с невинным лицом, понимать юмор и шутки. В неприятных ситуациях детям свойственно трястись, чтобы предупредить взрывную реакцию. Такая позиция первое время помогает держать эмоции под контролем.

Пятилетние дети способны понять свою вину и даже извиниться за то, что накричали на маму или папу. До периода понимания своих действий и их последствий малыши делают глупые и обидные вещи, а также способны кричать на близких. Наказывать их не имеет смысла, так как это, вероятнее всего, ничего не изменит.

Как быть

Практически все родители дают свои детям напутствия о правильном поведении. Требуют от них обещаний не повторять плохих действий (истерика в магазине, плач без причины и так далее). Действительно, малыши часто дают такие обещания, только через несколько минут эта информация забывается, и снова все начинается по новой.

До 5 лет наказания и угрозы родителей обычно не приводят ни к чему. Их задача заключается в том, чтобы донести до ребенка, что правильно, а что нет, и регулярно это повторять. Эта информация останется в памяти ребенка, и в осознанном возрасте начнет воспроизводиться в похожих ситуациях.

Пример. Шестилетняя девочка сказала маме, что очень любит конфеты, но хочет иметь здоровые зубы. И если до этого возраста она ела конфеты импульсивно, то сейчас она понимает последствия и какой вред оказывает сахар на здоровье зубов.

Метод последствий

Чтобы ребенок научился хорошо себя вести и осознавать последствия своих действий, необходимо объяснять свои решения и аргументировать замечания.

Очень важно научить ответственности малыша. Если видите, что он собирается совершить плохой поступок, то сразу объясните вероятный исход. После этого он должен самостоятельно принять решение: осуществлять задуманное или нет.

Пример. Борис бросается песком на детской площадке. Мама объясняет, что он может попасть в кого-то из прохожих деток и нанести травму или сделать больно. Ребенок на основании слов родителя понимает последствия своих действий.

При таком подходе очень важно объяснять ребенку все от своего имени. Например: "Я бы поступила так, потому что..." В таком формате общения слова не воспринимаются, как приказ, а больше похожи на рассуждения.

Хорошее отношение

Следует понимать, что научить или заставить ребенка любить кого-то из родственников невозможно. Это не зависит от воспитания. И навязывать им любовь или ругать за плохое поведение бессмысленно. Дети любят тех, к кому привязаны, и тех, кто о них заботится.

Ну а взрослый, который считается для малыша авторитетом, способен направлять его в правильное русло и обучать хорошим поступкам.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Ругаете ли вы своих детей (дошкольного возраста) за плохие поступки?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.