Амбиции, гиперопека: почему не стоит вести ребенка в школу в 6 лет

Сегодня ребенка в школу могут принять как с шести, так и с семи и восьми лет. Все дело лишь за желанием родителей. И многие мамы и папы, воспользовавшись таким правом выбора, спешат сделать свое чадо первоклассником как можно раньше. Правильно ли это? Учителя, психологи, неврологи и педиатры в один голос твердят: нет! Отдавать малыша в школу с шести лет не стоит. Почему специалисты так категоричны и по какой причине родители каждый год все равно игнорируют их советы?

Равнение на Европу?

С приходом в нашу жизнь Интернета мы все стали более осведомленными о жизни в других странах. И многое из того, что происходит «у них», нам автоматически нужно перенять. Вот только для начала стоит разобраться в вопросе подробнее, а уж потом брать пример. Да, в большинстве западных стран дети идут в начальную школу с шести и даже с пяти лет (в Ирландии вообще с четырех). Но школой первая ступень образования у них называется только формально. По сути, это тот же детский сад.

Если сравнить программу, по которой занимаются у нас в старшей группе садика, то в Европе детей знакомят с ней только в 2-3-м классе настоящей школы. Шестилетки у них не учатся считать, читать, их вообще не нагружают никакой «обучаловкой». Упор делается на творческие занятия, игры, физическое развитие, нахождение на свежем воздухе. В их начальной школе детям проще, чем в наших садиках. И только со 2-3-го класса настоящей школы начинается обучение, да и то очень постепенно, плавно, без лишней нагрузки.

Почему родители так спешат отдать чадо в школу

Первая причина — амбиции родителей. Современные мамы и папы, впитав в себя все прелести цифрового века, хотят двигаться по жизни быстрее, развиваться, добиваться, доказывать всем вокруг, что они тоже в тренде. Это отношение переходит и на детей. Мол, жизнь сейчас трудная, огромный поток информации, и дитя должно начать впитывать ее с самого раннего детства.

Вторая причина — материальная. За детский сад нужно платить, иногда очень немало. Школа обходится дешевле, с этим трудно поспорить. Но обычно родители скрывают эту причину, говорить об этом открыто не принято. Также часто бывает, что мамы и папы хотят видеть учителем своего ребенка конкретного педагога, которого все вокруг хвалят и говорят: «Идите только к ней, ни к кому другому».

Есть и совсем неочевидная (но вовсе не редкая) причина, касающаяся маленьких мальчиков. Их отдают в школу пораньше, чтобы потом они успели по ее окончании поступить в вуз, а не были сразу призваны в армию. И только совсем мизерный процент детей, которых отдают в первый класс с шести лет, действительно готовы к школе во всех смыслах. Они обладают хорошим набором знаний, у них есть мотивация учиться. Но для школы даже этого не всегда достаточно.

Умеет читать и считать? Это не значит, что ребенок готов к школе!

Сами по себе навыки письма, чтения и счета не могут быть основанием для определения малыша в школу. Главное для него — физиологическая и психологическая готовность. Он должен уметь контролировать свое поведение согласно установленным правилам, быть внимательным и усидчивым. Также важно такое понятие, как эмоциональная зрелость. Ребенок должен уметь проигрывать, решать конфликты со сверстниками спокойно, без лишних эмоций и агрессии.

Также специалисты называют среди показателей готовности к школе наличие «внутренней позиции школьника». Это когда ребенок заинтересован не только в игре, но и в получении знаний, в обучении. Умение налаживать социальные контакты также необходимо малышу-первокласснику. Родители должны научить его «держать удар» и подготовить к тому, что в классе вокруг будет много разных детей, каждый со своим характером и привычками. В школе больше конкуренции, специфические правила общения и взаимодействия.

«Оставшись в садике, ребенок почувствует себя ущербным...»

Этот довод за раннее определение в школу психологи и терапевты слышат в последние годы все чаще. В данном случае родители проецируют на малыша свои мысли и опасения, страхи и те же амбиции. Нет ни одного ребенка, который бы всерьез думал: «Вот, меня не отдали в школу в 6 лет. Наверно, со мной что-то не так. Я хуже других. А так бы пошел в первый класс, учился, получал образование...» Это даже звучит нелепо. Просто взрослым нужно перестать перекладывать свое мировоззрение на детей.

Как мама и папа преподнесут малышу свое решение оставить его еще на год в саду, так он это и воспримет. Ребенок точно не будет считать себя ущербным в таком случае. А вот оказавшись в классе самым младшим, меньшим по росту, поняв, что не тянет программу и не справляется со школьными обязанностями, малыш точно может не на шутку расстроиться. Отсюда берут начало и самые серьезные комплексы, поэтому родители должны хорошенько подумать, отдавая в школу шестилетку.

«Ему интереснее общаться с более старшими детьми»

Дети 6-7 лет действительно идут в школу за общением. Но важно объяснить ребенку, что школа — это не кружок, не клуб по интересам, а место, где нужно учиться. Там есть конкурентная среда, нужно лучшим образом показать свои способности, чтобы получить хорошую оценку. Родителям нужно понять, что трудности будут возникать у ребенка в любом возрасте, но чем старше ученик, тем больше у него будет ресурсов для их преодоления.

Сейчас к будущим первоклассникам совсем не те требования, какие были 20-30 лет назад. В школу дети идут с уже готовым большим багажом знаний: читают по слогам, пишут печатными буквами, считают. Растут темпы обучения, обновляются и усложняются программы. И если ребенок идет в школу слишком рано, на одну лишь адаптацию у него будет уходить уйма времени и усилий, он будет дико уставать, перегружаться психологически. Нужно ли обрекать малыша на все это?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы за или против раннего определения ребенка в школу?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.