Ребенок может переходить в другую школу или класс по разным причинам. Например, из-за переезда на другое место жительства, из-за конфликта с учителем, учениками или школьной администрацией, из-за смены программы, не соответствующей уровню обучающегося, из-за желания окончить профильную школу. Но независимо от причины с приходом в новый коллектив у мальчика или девочки могут возникнуть проблемы с социализацией.
Признаки трудностей у ребенка
Внедрение в новый коллектив всегда является стрессом, и для ребенка в особенности. Когда у него возникают проблемы с одноклассниками, родители могут определить это, заметив, что он вдруг стал замкнутым, агрессивным, потерял аппетит, сильно утомляется, получает плохие оценки. При этом ученик отказывается говорить о том, что происходит в школе, или отвечает односложно, переводит общение на другую тему. А кто-то и вовсе заявляет, что не хочет ходить в новый класс, просит, чтобы его перевели обратно, начинает чаще болеть. Задача пап и мам в такой ситуации, которая отнюдь не является редкостью, - поддержать своего отпрыска, помочь ему адаптироваться в новом коллективе. Педагоги и психологи рассказывают о трудностях, с которыми новички сталкиваются в классе, и о том, какими словами можно подбодрить школьника, наставив его на путь истинный.
"Не спеши, дай ребятам возможность присмотреться к тебе"
Иногда ребенок, не успев прийти в новый класс, уже ощущает дискомфорт. Ему кажется, что коллектив его не принимает. В такой ситуации родители должны объяснить своему отпрыску, что судить о том, пришелся он ко двору или нет, пока еще рано. Для этого должно пройти время, хотя бы два-три месяца. В норме именно за этот период адаптация завершается. И если на первых порах ощущается определенная настороженность со стороны других детей, это вполне естественно. Ведь обе стороны - и класс, и сам новичок, должны друг к другу присмотреться и привыкнуть. Нужно сказать ребенку, что одноклассникам нужен тайм-аут, чтобы наладить отношения с новым учеником, который для них, по сути, является незнакомым человеком.
"Научись уважать чужую свободу"
Если вам кажется, что ваш ребенок не может наладить контакт со сверстниками в новом классе или вы считаете, что учителя его недооценивают, не спешите реагировать слишком активно. Постарайтесь успокоиться сами и создать вокруг ученика атмосферу уверенности и благополучия. Расскажите ему о том, что каждый человек свободен в выборе общения, и эту свободу необходимо уважать. Поэтому другие дети вовсе не обязаны стремиться к дружбе с ним, играть с ним, помогать ему, заботиться о нем и делиться своими интересами. И если одноклассники не принимают его с восторгом, как ему этого хотелось бы, это вовсе не значит что они плохие или, что он плохой, поэтому его и недолюбливают. У ребят могут быть свои причины, которые к личности новенького вовсе не имеют отношения. Например, в данный момент у них просто отсутствует потребность в новых знакомствах.
"Нравиться всем - вовсе не обязательно"
Следует объяснить мальчику или девочке, что пытаться понравиться всем - это плохая идея, поскольку это невозможно в принципе. Класс может быть разделен на разные группы, в соответствии с различными взглядами на учебу, на дружбу, на проведение досуга. Поэтому нужно определиться, кто из одноклассников более близок ему по духу, с кем у него одинаковые интересы, и стараться подружиться именно с этими детьми.
"Проявишь свои способности, когда это понадобится"
Бывает, что ребенок не занимает в новом классе ту позицию, которую занимал в предыдущем, и это вызывает у него чувство неопределенности. Ему нужно снова найти свое место в коллективе. Особенно дискомфортно себя чувствует ученик, который привык быть лидером. Потому что в классе, куда он пришел, есть свои вожаки и заводилы. И не исключено, что попытки новенького привлечь внимание к своей персоне вызовут негативное отношение, ведущее к отторжению. В такой ситуации нужно предложить сыну или дочери выждать время и продемонстрировать свои лидерские качества тогда, когда обнаружатся подходящие обстоятельства, когда ребятам понадобится их помощь. Родители могут поспособствовать в приближении подобных обстоятельств, например, приняв участие в жизни классного коллектива. Можно организовать интересное мероприятие, в процессе которого ваш ребенок повысит свой статус в глазах детей.
"Улыбайся и не бойся просить о помощи"
Ваш ребенок может вести себя отстраненно, так как стесняется или боится показаться навязчивым. Скажите ему, что хорошим подспорьем в общении является искренняя улыбка и просьба о помощи. Если сказать "помоги мне, пожалуйста", после этого можно завязать разговор, который станет началом будущей дружбы. Психологи отмечают: когда человека просят об оказании услуги, он чувствует себя значимым и это сближает его с просителем. Кроме того, у новенького будет повод для продолжения знакомства - благодарность за помощь.
"Не думай об оценках, получай знания"
Если у вашего ребенка в новой школе снизилась успеваемость, следует осознать, что это явление вполне закономерное. Ведь он испытывает немалый стресс, связанный с адаптацией, и может стесняться, отвечая на вопросы, задаваемые преподавателями. Свою энергию он тратит в основном на привыкание к новым условиям, на нормализацию отношений к окружающим. Да и учителям нужно время, чтобы уяснить потенциал нового ученика, а ему - привыкнуть к иной манере преподавания. А значит, не стоит в первые месяцы учебы слишком давить на школьника из-за сжижения успеваемости. Целесообразным будет сфокусировать его внимание на получении знаний, а не высоких отметках.
"Доверься мне, и вместе мы обязательно справимся"
Ведите себя таким образом, чтобы у ребенка было желание рассказывать вам о школьных событиях. И сами проявляйте откровенность и искренность в общении с ним. Рассматривайте с ним похожие ситуации из жизни, из книг и кинофильмов вместе анализируйте их. Важно, чтобы разговоры были непринужденными, а ситуации, хотя и не связанными напрямую с проблемами вашего отпрыска, но понятные ему.
"Подружишься с кем-то - пригласи к нам в гости"
Как известно, проблему легче предотвратить, нежели потом заниматься ее решением. Чтобы избежать неприятностей для ваших сына или дочки, помогите им наладить общение в новом коллективе. В любой ситуации, и чем раньше, тем лучше, детям нужно прививать дружелюбие, общительность, отзывчивость. И личный пример здесь - это лучший метод влияния. Следует поощрять общение своего отпрыска с его одноклассниками и за стенами школы. Пусть проводит время вместе с ними после уроков, принимает участие в различных мероприятиях. Предложите мальчику или девочке пригласить одноклассников в гости. Узнайте заранее, чем они интересуются, и предложите им соответствующее времяпровождение. Поощряется и личное знакомство родителей с учениками, так как обсуждение школьных событий, безусловно, пойдет на пользу.