Выбираем мультфильмы с умом. Способы сформировать критическое мышление у детей

Критическое мышление — это выражение, которое часто упоминается в последние несколько лет. Вы услышите его на рабочем месте, в школе и в детском саду. При этом мало кто скажет сразу, что это такое. Чаще все попытка дать простое определение подменяется чем-то более громоздким, объясняющим различные вспомогательные навыки, такие как оценка или синтез и т. д.

Что такое критическое мышление

Говоря более простым языком, это:

  • Способность думать головой и делать выводы.
  • Умение смотреть с разных точек зрения.
  • Понимание процесса мышления.
  • Рассмотрение как отдельных частей, так и всего вопроса, проблемы и т.
  • Понимание причины и следствия.
  • Размышление о решениях и потенциальных проблемах каждого решения (долгосрочное видение).

Мы все определенно хотели бы воспитать детей с этими навыками — они пригодятся не только для учебы или работы, но и для управления повседневной жизнью.

Более того, если у людей будут развиты такие навыки, они будут вносить позитивные изменения в мир. Когда вы способны понимать вещи на таком глубоком уровне, охватывая все аспекты и принимая во внимание долгосрочные последствия, многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в мире в настоящее время, будут находить лучшие решения. Итак, как мы учим навыкам критического мышления наших малышей? На самом деле это проще, чем вы думаете. Вот несколько простых инструментов.

Не давайте детям все ответы сразу

Дети задают много вопросов, они хотят знать, как все устроено, почему что-то произошло, почему люди ведут себя определенным образом. Вместо того, чтобы давать им свою точку зрения и объяснения, задайте им вопрос: «Что ты сам думаешь»? У них есть свое мнение, поверьте, даже если дети совсем маленькие. Вы можете получить смешные или невозможные ответы, но вы заставляете их включать когнитивные функции, а также открываете возможность для более глубокого обсуждения.

Бросьте вызов их мнению

Когда они расскажут вам что-то интересное или новое, спросите их: «Откуда ты это знаешь?». К примеру, учитель в школе сказал, что во время простуды нельзя есть сладкое и теперь ребенок запрещает вам пить чай с шоколадом. Спросите: «Откуда учитель знает?» Это действительно заставит задуматься и исследовать самостоятельно. Мы хотим, чтобы дети приходили к своим собственным выводам и решениям, а не просто принимали все, что им говорят, как должное. Мы все хотели бы воспитать детей с навыками критического мышления — они полезны не только для школы или работы, но и для управления повседневной жизнью.

Не решайте все их проблемы

Дети на самом деле очень умны и способны решать большинство своих маленьких проблем, у них могут даже быть отличные идеи. Ваша работа как родителя состоит в том, чтобы помочь им взглянуть на ситуацию с разных сторон и вместе изучить решения и их последствия. Окончательное решение за ними. Так же и последствия. Например, с ребенок не хотят играть другие дети. Спросите у них несколько способов решения этой проблемы, и увидите, что они очень изобретательны. Дети могут предложить такие варианты как:

  • Рассказать учителю.
  • Попросить маму поговорить с учителем или другими мамами.
  • Игнорировать их и найти других друзей.
  • Купить им подарки, чтобы они захотели играть (этот вариант может показаться особенно забавным и неожиданным).

Поговорив о возможных последствиях каждого решения, ребенок решит, какой из них для него более приемлемый. Важно показать детям, что всегда есть несколько подходов к чему-то, не забывая при этом о законе причины и следствия.

Станьте для них домашним Сократом

Использование вопросов, основанных на технике Сократа, может быть весьма действенным. Вот некоторые:

  • Почему вы так думаете?
  • Если бы это… случилось, как бы… это было?
  • Вы можете это объяснить?
  • Приведите пример.
  • Как мы можем доверять этому?
  • Как вы/он/она пришли к такому выводу?
  • Что вы собираетесь использовать, чтобы сделать/решить/сделать это?
  • Что вы будете делать, если что-то пойдет не так?

Основное правило здесь будет таким: больше слушайте, чем говорите. Используйте вопросы, чтобы спровоцировать более глубокое размышление и обсуждение различных возможностей. Избегайте осуждения и навешивания ярлыков, поощряйте творчество и идеи, если они действительно не опасны. Дети на самом деле очень умны в решении своих маленьких проблем, у них могут даже быть отличные идеи для более серьезных вопросов.

Поощряйте неструктурированные игры

Это может показаться нелогичным, но когда дети ничего не планируют и не организуют для себя, их творческие способности начинают проявляться. Тогда они могут свободно придумывать новые игры и новые способы ведения дел. Когда росли предыдущие поколения, это было само собой разумеющимся. Никто не нанимал аниматоров и не кидался придумывать детям 100 игр за 15 секунд, параллельно надувая шарики и разбрасывая конфетти.

Но сегодня жизнь строится немного по-другому. У детей есть гаджеты, и х водят в специализированные игровые комнаты, где все занятия структурированы и придуманы заранее. В результате их внимание только перескакивает с одного на другое. Оставшись в парке, дети обычно подходят ко взрослым уже через 10 минут и говорят, что им скучно. Дайте им задание придумать несколько игр за 3 минуты, и дело пойдет на лад.

Выбирайте книги, мультфильмы, фильмы, игрушки, игры, приложения с умом

Влияние всего вышеперечисленного на детей в наши дни огромно. Мы точно не можем спрятаться от развития и запереть наших детей в прошлый век, но мы можем быть умными. Попросите людей порекомендовать фильмы, книги, игрушки; проверяйте в Интернете приложения и игры с высоким рейтингом, читайте обзоры, когда они доступны.

Более общем правилом будет уточнять:

  • Это безопасно?
  • Это познавательно или просто для времяпрепровождения?
  • Каким навыкам и ценностям это научит моего ребенка?
  • Есть ли в нем элементы насилия? (исследования снова и снова подтверждают, что жестокое телевидение, игры и т. д. провоцируют насилие у детей. Они учатся на примере.

Заключение

Помощь детям в развитии критического мышления не требует много ресурсов или времени, но требует другого подхода к воспитанию детей и другого мышления. Вы можете попробовать эти инструменты один за другим, уделяя каждому по неделе, оценить, возможно, адаптировать, а затем решить, использовать его или нет. На мой взгляд, их использование может улучшить ваше воспитание, сделать его более увлекательным, и вы можете чему-то научиться.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы думаете, можно ли еще чем-то помочь ребенку с развитием критического мышления?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.