Логопеды хорошо знают, что одним из наиболее важных аспектов их работы является обучение родителей инструментам, которые они могут использовать для развития языковых навыков ребенка вне занятий. Но зачастую используемые специалистом техники сложны для восприятия, и мамы не уверены, что они смогут эффективно применить их самостоятельно. Но есть суперстратегия под названием «моделирование», которая поможет каждому ребенку развить навыки экспрессивной речи.

Для всех и каждого
Чтобы помочь родителям чувствовать себя уверенно и быть вовлеченными в терапевтический процесс, опытные логопеды учат их эффективной стратегии, которая охватывает все терапевтические подходы, используемые во время занятий. Она называется «моделирование» и может помочь каждому ребенку быстро развить навыки экспрессивной речи. Моделирование предназначено не только для детей с задержкой речи. Его можно и нужно использовать с любым ребенком, в любом взаимодействии "родитель - ребенок". Родителям просто нужно научиться им пользоваться.

Что такое моделирование
Это процесс использования вашей речевой и языковой системы, чтобы помочь развитию речевой и языковой системы вашего ребенка расти. Вы моделируете выразительный язык, который хочется выработать у ребенка, вместо того чтобы исправлять или напрямую инструктировать его произносить определенные слова, фразы, структуры предложений и т. д. С помощью этой стратегии можно моделировать любой аспект речи или языка, который вы хотите, чтобы ребенок начал развивать.

Например, стоит задача развернуть предложения с 2 (папа ушел) до 4 слов (папа пошел за молоком). Следовательно, строится модель аналогичных словесных высказываний. Или родители хотят развить более четкую речь. В этом случае они моделируют медленную, четкую, чрезмерно артикулированную речь. Нужно научить ребенка эффективно выражать свои эмоции? Моделирование позитивных копинг-стратегий (мимических, поведенческих, речевых) станет отличным выбором.

Четыре типа моделирования
Каждый раз, когда вы разговариваете со своим ребенком, помните, что в каждом взаимодействии вы учите его общаться. Тогда ваш дом станет языковой средой, в которой коммуникативные навыки вашего ребенка будут развиваться и совершенствоваться каждый день. В зависимости от поставленной задачи, тип моделирования может меняться, поэтому рассмотрим 4 основных типа.

Переделка словесных высказываний
Родители улучшают речевые навыки ребенка путем повторения того, что он говорит, с небольшой корректировкой. Обычно родитель повторяет фразу более понятным или грамматически правильным языком. Например, ребенок говорит: «Иди чу-чу». Родитель повторяет: «Да. Иди быстро». Или малыш говорит: «Папа пошел». Родитель повторяет: «Да, папа пошел на работу. До свидания, папа».
Разговор с самим собой
Это рассказ о своих действиях, чтобы обеспечить модель правильного выразительного языка. Логопеды не зря призывают вас говорить обо всем, что вы делаете, чтобы предоставить ребенку как можно больше речевых моделей. Разговор с самим собой можно использовать, чтобы помочь детям выучить обозначения обычных действий и объектов в их окружении, различные структуры предложений и/или функциональный язык, который может помочь выразить свое настроение.
Например, вы можете описать, что вы делаете, когда подаете ужин: «Я кладу картофельное пюре на красную тарелку». Или вы можете описать свои эмоции и стратегии выживания в трудные моменты: «Я не могу найти свои ключи. Я злюсь. Я собираюсь сделать глубокий вдох и попросить папу помочь мне».

Параллельный разговор
Это рассказ о действиях вашего ребенка во время любой деятельности. Вы можете рассказать, что ваш ребенок делает, видит, слышит, ест и т. д. Например: «Ты рисуешь красным карандашом. Ты сделал большую красную пожарную машину» или «Ты сейчас ешь. Ты ешь банан. Вкусный банан».
Фокусированная стимуляция
Это предоставление повторяющихся моделей определенного слова, которое вы хотели бы, чтобы ваш ребенок усвоил. При использовании этого инструмента вы повторяете слово не менее 10 раз в рамках 1 действия. Повторяйте целевое слово в значимом контексте, чтобы увеличить вероятность его усвоения. Например: «Ребенок голоден. Он любит есть фрукты. Он хочет съесть банан. Ешь малыш. Ешь банан. Он съедает всю свою еду. Он хочет съесть яблоко? Ешь яблоко, малыш».

Возраст и этапы
Моделирование можно использовать на любом этапе развития ребенка. Например, если ваш ребенок в основном использует высказывания из одного слова, моделируйте конструкции из двух слов (например, ребенок говорит: «Иди», а родители моделируют: «Иди быстрее»). Если малыш начинает использовать высказывания из двух слов, продвиньте его экспрессивную речь еще на один шаг и смоделируйте высказывания из 3–4 слов (например, ребенок говорит: «Иди быстрее», родители моделируют: «Иди быстрее, иначе опоздаешь»). Как всегда, хвалите ребенка за любое использование вербальной речи, особенно когда он подражает вашей модели.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание