Чтение и шахматы: советские привычки, которые помогали воспитывать гениев

В Советском Союзе дети не зависали в соцсетях, вместо этого у них были книги, шахматы и дворовые игры. И что удивительно, это работало. Страна, пережившая войну и разруху, воспитала целое поколение ученых, инженеров, космонавтов и шахматистов мирового уровня. Советская система воспитания – уникальнейшая "лаборатория по выращиванию гениев".

Книги вместо гаджетов

Советские дети росли в окружении книг. Домашние библиотеки передавались по наследству, а поход в книжный магазин был настоящим событием. Чтение не просто поощряли, оно было частью культуры. Сначала сказки Пушкина и стихи Маршака, потом романы Жюля Верна и Дюма, а к старшим классам многие уже вовсю штудировали Достоевского и Толстого. Причем не из-под палки, а потому что это было интересно.

Книги учили думать, анализировать, сопереживать, они расширяли кругозор и давали пищу для ума. Не случайно многие советские школьники могли цитировать наизусть целые страницы из классики.

Гимнастика для ума

Если книги развивали воображение, то шахматы тренировали логику. В СССР эта игра была не просто развлечением, а чем-то большим. Почему именно шахматы:

  • Учат стратегии (нужно продумывать ходы наперед).
  • Развивают терпение (нельзя действовать импульсивно).
  • Тренируют память (нужно запоминать комбинации и партии).

Сама система была построена так, чтобы любой ребенок мог попробовать себя в этой игре. Бесплатные секции, турниры, поддержка тренеров – все это делало шахматы, которые учат предвидеть последствия и планировать действия, доступными. В этой игре акцент делался на логику, а не на победу.

Бабушки-дедушки – невидимые наставники

Пока родители работали, воспитанием занималось старшее поколение. И делало это гениально, пусть и неосознанно. Как это было:

  • Строгий режим. Подъем в 7:00, завтрак, выполнение домашних заданий. Никаких "ну еще пять минуточек" под одеялом.
  • Живые уроки истории. Рассказы о войне от деда-фронтовика заменяли десяток учебников.
  • Связь с традициями. Лепка пельменей с бабушкой, рыбалка с дедом, народные песни за самоваром – все это формировало культурный код.
  • Самостоятельность. Если внук разбивал коленку, его не вели к врачу, а давали йод и бинт: "Помажь сам, ты уже не маленький".

Дед-инженер мог подарить внуку на 10 лет радиодетали, и они вместе паяли приемник, обсуждая принципы работы транзисторов.

Двор, учивший адаптироваться в коллективе

Советские дети не сидели дома. Они играли в "казаки-разбойники", лапту, прыгали в "классики". Эти игры казались простыми, но на самом деле они были мощным тренажером:

  • Развивали координацию и физическую выносливость.
  • Учили работать в команде.
  • Тренировали смекалку.
  • Учили социализации, когда конфликты решались без вмешательства взрослых.

Те, кто играл во дворе, позже легче адаптировались в коллективах, умели договариваться и не боялись пробовать новое.

Культ знаний, а не оценок

В СССР не было блогеров, зато можно было стать ученым, и это звучало гордо. Почему? Даже сын колхозника мог поступить в престижный вуз, достаточно сдать экзамены, а передача "Очевидное – невероятное" собирала у экранов миллионы советских ребятишек.

Дети мечтали быть такими, как Гагарин или Королев, а государство поддерживало их стремление к знаниям: образование было бесплатным, что открывало перед школьниками широкие перспективы.

Система Никитиных

В середине 60-х годов Борис и Елена Никитины начали то, что позже назвали научным экспериментом. Воспитавшие семерых детей, они создали свою систему раннего развития. Их главная идея – вырастить творческую личность, умеющую думать самостоятельно.

Никитины верили, что способностям надо дать старт в детстве, иначе они пропадут. По их теории, если не развивать логику или моторику в определенный срок (например, до 3-7 лет), то потом будет поздно.

Главные принципы методики

Дети Никитиных учились мыслить нестандартно. Главные принципы родителей:

  • Раннее развитие без давления. Ребятишки читали и считали уже в 3–4 года, а запоминали не через зубрежку, а через игры. Например, у них был набор из 12 цветных кругов, которые можно складывать, разрезать и сравнивать (в 3 года разложи по цветам, в 5 собери круг из разных частей). Это и математика, и творчество, и моторика.
  • Игры вместо уроков. Борис и Елена не решали за детей задачи, а предлагали их. Например, головоломку: "Как построить мост из кубиков так, чтобы он выдержал груз?" Ребенок сам искал варианты, ошибался, придумывал что-то нестандартное. А если не получалось, то не ругали, а давали другую задачу.
  • Нужна развивающая среда. В их квартире были шведская стенка, конструкторы, шахматы. Дети каждое утро начинали с гимнастики, а потом занимались логическими играми.

В итоге все дети Никитиных выросли успешными.

Какие привычки можно взять из прошлого

Увы, тиражировать опыт прошлого невозможно, потому что изменились и дети, и технологии. Советская система воспитания не идеальна, но в ней было рациональное зерно. И главные ее принципы актуальны:

  • Свобода в рамках дисциплины. Никитины позволяли детям самим выбирать занятия, но завтрак был строго в 8:00.
  • Обучение через действие. Не зубрить дроби, а разрезать яблоко на части.
  • Семья как команда. Когда бабушка учит вышивать, папа чинит велосипед, а мама читает вслух, это формирует комплексное мышление (термин, который использовал Выготский).
  • "Умные" игрушки своими руками. Вместо покупки дорогого конструктора можно сделать фигуры из картона, которые помогут изучить математику или геометрию.
  • Чтение не обязаловка, а удовольствие. Не аудиокниги в наушниках, а вечер, посвященный произведениям Пушкина, на кухне.
  • Дворовые игры. Даже в городе можно найти компанию для "казаков-разбойников", было бы желание.
  • Ставка на игры, развивающие логику (шахматы, головоломки).

Главное – помнить, что гениев создавала среда. Когда вокруг все читают, спорят о книгах, мастерят и экспериментируют, ребенок невольно включается в этот процесс.

Заключение

Борис Никитин говорил: "Гениальность – это не дар природы, а кислород, который можно дать или не дать". Возможно, именно этого "кислорода" – свободы исследовать, ошибаться и находить нестандартные решения – так не хватает современным детям. Подарите им не планшет, а книгу или шахматную доску. Вдруг именно это станет первым шагом к чему-то большему?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какие привычки из советского прошлого вы бы взяли на заметку?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.