Палки, камни и костяшки, а так похожи на домино: традиции настольных игр в кости древних народов

Настольные игры были популярны всегда на протяжении тысячелетий во всех цивилизациях мира. Точное происхождение игральных костей неизвестно. Они возникли в разных местах и использовались в качестве настольных, гадальных и азартных игр.

Предыстория игры в кости

Археологи утверждают, что настольные игры очень древние и неизвестно, какая из них самая поздняя и оригинальная. Ими была найдена средневековая доска, которая использовалась для норвежской стратегической игры предположительно с пятого по девятый век нашей эры.

Современный куб состоит из шести черных точек на белом фоне. Но он не всегда был таким. Представление людей о том, что сулит бросок — судьбу или вероятность, с годами менялось. Поэтому менялся и внешний облик игральных кубиков.

Древние настольные игры

Палки, скорлупа, семя шли на изготовление древних игральных костей. Большая часть их была с одной стороны плоской, а с другой - закругленной. Некоторые из них раскрашивались с двух сторон краской или резьбой для различия. До сих пор какие-то современные культуры по-прежнему используют их в качестве традиционных игр. Вот некоторые из них:

  1. Ацтеки и майя делали из черных бобов предметы, которые были просверлены с одной стороны. Их использовали в основном в качестве азартных игр.
  2. Гавайцы пользуются костяными крашеными кубиками. Это двухсторонние диски, которые изготовлены из камня или кости.
  3. Средневековые игральные кости из известняка мало чем отличаются от сегодняшних.
  4. С пятого века до нашей эры многие цивилизации использовали астрагалы, или кулаки, в качестве игр. Это кости, которые берутся из задней лодыжки крупного парнокопытного животного. В Древнем Риме все стороны имели свое имя по форме кости. В Марокко во время раскопок были найдены игровые предметы, выполненные из слоновой кости.

Исследователь из Метрополитен-музея Энн-Элизабет Данн-Ватури говорит, что в последнее время кости изготавливают из искусственного материала. Популярны пластиковые или металлические варианты.

Многогранные игральные кости

Кубические игральные кости были найдены на территории современного Ирака, они происходят из долины Инда и принадлежат примерно к 2500 г до н. э. Ученые предполагают, что использование шестигранной формы, скорее всего, стало случайным. Это можно объяснить большей конфигурацией такого предмета. Тогда они изготавливались из глины или кости. Далее их стали лепить из мрамора и металла. Имеются даже варианты янтарных кубов.

Многогранные игральные кости были не только настольными. Их использовали в различных играх. В Риме они были основой для игры в тали, когда отмечался праздник в честь бога Сатурна. Играли костяшками овец или коз в четыре куба. Лучшим результатом считалось разное число.

Не менее популярной была игра в тессеры. В нее играли тремя кубиками. Три шестерки означали лучший результат. Использовалась доска из дерева, бронзы или мрамора. Римляне изготавливали башню для игры в кости. В нее сверху бросали кубик. Внутри находился маленький колокольчик. Если кубик попадал на него, он звенел. Это указывало на победу игрока.

В Китае была распространена игра любо, когда использовалось для игры шесть кубиков.

Предсказание будущего

Некоторые древние народы угадывали волю богов по игре в кости, которые не только служили для игры, но и предсказывали судьбу. Древние греки и римляне верили, что по брошенным костям можно угадать волю богов.

По тому, как упали кости, римляне судили о благосклонности или немилости к ним богов. Высокие броски говорили о благожелательности и счастье. Выпавшие три шестерки назывались Венерой.

Игры в кости исчезли из записей в Нидерландах. Они вернулись в 1100 году нашей эры. Но расположение чисел было уже иным. В то время азартные игры не получали одобрения у религиозных властей. Чтобы их спрятать, их стали делать меньшего размера.

Джелмер Иеркенс, археолог из Калифорнийского университета в Дэвисе, утверждает, что «кости римского периода асимметричны». Они не были кубиками. Часть из них напоминала вытянутый прямоугольник. Другие были с наклоном в одну сторону. Но это было не важно для магов и предсказателей. Их интересовало то, какими возможностями обладают эти предметы и что могут предсказать.

Игра в кости со временем претерпевала изменения. Она стала проще прежней и интересней. Домино - это современный вариант шестигранного куба.

Комментарии