Зачем возражать начальству. И как этому научиться, чтобы шеф слушал и считался с мнением, даже если вы - простой работник

Находясь в подчинении, бывает страшно возразить начальству по ому или иному поводу. Есть страх испортить с ним отношения, лишиться работы. Однако полностью повиноваться руководству — это тоже не совсем удачная стратегия. Разбираемся, почему нужно практиковать осознанное неподчинение и как высказывать свою точку зрения так, чтобы не навредить себе.

Почему и когда нужно возражать

Если вы как сотрудник всегда молчите, демонстрируете смиренность и покорность, то начальник может начать неосознанно нарушать ваши границы, пользоваться вашей безотказностью. Тогда рискуете выполнять кучу дел и работать сверхурочно без вознаграждения и даже благодарности.

Второй момент — это когда шеф ошибается. Согласитесь, что все мы живые люди. Начальник мог не учесть или не заметить каких-то факторов (предикторов будущего фиаско), которые заметили вы. Представьте, что вы молчите, хотя знаете, что стратегия, предложенная шефом, изначально провальная. И в дальнейшем ваше предположение подтверждается — фирма сталкивается с серьезными потерями. Начальник будет разочарован тем, что вы его не предупредили. Хорошие руководители стараются окружить себя теми людьми, на которых можно положиться: которые будут не просто услужливыми, а эффективными, которые смогут предупредить, вовремя остановить, чтобы не допустить ошибок.

В-третьих, молча выполняющих покорно свою работу сотрудников не замечают и не особенно уважают. Согласитесь: за что уважать, когда у человека нет своей позиции?

Так что если вы хотите построить успешную карьеру, зарекомендовать себя как эффективного сотрудника, то возьмите на вооружение следующие советы, как научиться правильно возражать руководству.

Действуйте осознанно и оправданно

Не стоит возражать по пустякам. Ваша идея должна быть стоящей, важной, влияющей на ход дел в компании. Как бы вам сразу не хотелось ринуться в бой (когда вы услышали от шефа то, с чем вы никак не согласны), возьмите себя в руки. Посчитайте до десяти. Мысленно выстройте список убедительных доводов и аргументов. Когда будете разговаривать с шефом, подчеркивайте, что действуете в первую очередь в интересах компании — так покажете свою приверженность. В беседе проявляйте минимум эмоций.

Говорите с глазу на глаз

Представьте, что на совещании шеф предлагает стратегию, которая заведомо является провальной. Ни в коем случае при других работниках не вступайте в спор с начальником и не указывайте на его ошибку. Такого унижения руководитель может вам не простить, что вполне обоснованно: представьте, как вы подорвете его авторитет.

Свои претензии, возражения, идеи говорите с глазу на глаз. После совещания подойдите к шефу и попросите о беседе. Не затягивайте с встречей, особенно если дело срочное.

Проведите исследование

Если вы на сто процентов уверены в том, что шеф заблуждается, то сразу договаривайтесь о встрече. Если у вас все же есть сомнения, тогда лучше проведите исследование. Начальник с большей долей вероятности прислушается к вам, если вы предоставите конкретные факты, данные, цифры. Да и вы заодно убедитесь в своей правоте и обоснованности личных претензий.

Начните с позитива и следите за тоном

Допустим, вас по какой-то причине не устраивает что-то из текущей работы. Вы терпели и ждали, что все наладится, но видите, что предпосылок нет: становится только хуже. Тогда следует поговорить откровенно с шефом и сказать, что вас не устраивает и почему.

Начинайте с позитива. Расскажите о тех аспектах работы, которые вам нравятся, о сильных сторонах. Похвалите шефа. И только после этого обозначьте слабые стороны, нуждающиеся в доработке.

Во время разговора следите за тоном. Он должен быть ровный, спокойный, без раздражения и агрессии. Нельзя говорить обвиняющим тоном и тем более повышать голос.

Предлагайте решение проблем

Вы наверняка и сами знаете, насколько раздражает, когда предлагаешь идею, слышишь в ответ: «Ну нет, это не подходит». А когда интересуешься у человека «А ты что предлагаешь?» - он разводит руками и протягивает «Не знаю...».

Поверьте, что если вы аналогичным образом выскажете свои претензии шефу, то он точно будет в ярости. Если вы не можете предложить альтернативного варианта, значит, ваши слова — это пустая критика. Сначала подумайте о способах решения проблемы, а уже потом высказывайте претензии начальнику.

Проявляйте гибкость

Иногда бывает так, что вступаешь в спор а абсолютной уверенностью в своей правоте, а потом в процессе беседы слышишь убедительные аргументы собеседника и понимаешь, что заблуждался. Если с вами произойдет то же самое во время разговора с начальником, проявляйте гибкость. Не бойтесь признать свою неправоту и ошибку. Извинитесь. Так вы покажете свою адаптивность и способность к критическому мышлению. Ну а шеф оценит то, что вы действовали на благо фирмы, хотели предупредить возможный провал. А сами пришли к неверным выводам только из-за отсутствия важной информации.

По-взрослому принимайте фиаско

Может произойти так, что шеф с вами не согласится и, возможно, своим внешним видом продемонстрирует недовольство. Не воспринимайте это как большую трагедию или конец света. Извинитесь, поблагодарите начальника за то, что он вас выслушал. Подчеркните, что ваше дело — это предложить, высказать свое мнение, а его — принимать окончательные решения.

Не оправдывайтесь, не заискивайте, не демонстрируйте самоуничижения. Покидайте кабинет с чувством собственного достоинства, в хорошем расположении духа.

Осознайте, что это нормальные деловые отношения. И руководство, и подчиненные имеют право на свою точку зрения. Вам не в чем себя винить.

Проанализируйте свой разговор с шефом, чтобы для себя понять на будущее, как нужно и не нужно было себя вести, как можно было бы лучше себя презентовать или отстоять свое мнение.

Не напоминайте о провале

Допустим, вы высказали шефу претензии, пытаясь предупредить его о плохой стратегии. Но он вас не послушал. В итоге произошел провал: вы оказались правы. В этом случае не напоминайте шефу о том, как он заблуждался. Из ваших уст никогда не должны звучать фразы «А я ведь говорил! Я предупреждал». Ликовать и злорадствовать — это значит в скором времени лишиться работы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Есть ли у вас осознанное неподчинение?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.