Переход на экологически чистые автомобили может стать самой главной тенденцией в мировой транспортной индустрии в ближайшие годы и даже десятилетия. Уже сейчас многие страны и крупнейшие автопроизводители реализуют проекты модернизации, отказываясь от машин с традиционными двигателями. Бензин и дизель постепенно выходит из практики употребления, а что приходит на смену? В первую очередь многие назовут электрические силовые установки. Популярность электрокаров активно растет, но фоном также проявляются и черты еще одной концепции "зеленого" транспорта - автомобиля на водородных топливных элементах.
Рост популярности
Пока еще рано говорить о какой-либо массовости и распространении водородных авто, однако перспективы развития данного сегмента выглядят многообещающе.
Появляются новые проекты, связанные с водородом в транспорте. Газ H2 за счет своей экономической доступности вполне может заместить собой электричество, по мнению многих европейских экспертов.
Популяризации данного вида транспорта, особенно в Европе, способствует его экологичность. Низкий углеродный сред при использовании водородных двигателей делает такой транспорт гораздо привлекательнее, чем ДВС на нефтепродуктах.
И поскольку забота об экологии уже сейчас является одним из главных трендов у прогрессивной части мирового общества, а в ближайшие десятилетия эта тенденция будет только нарастать, у водорода есть все шансы стать альтернативой электричеству.
Водородный транспорт в России
В 2014 году в России начала работу компания AT Energy, специализирующаяся на выпуске водородных топливных ячеек для дронов.
Чуть позже "Росатом" и "Газпром" подготовили совместный проект развития водородных технологий на десять лет вперед.
При этом Владимиром Путиным была поставлена задача к 2023 году перевести общественный городской транспорт на водородные двигатели. И некоторые подвижки в этом направлении есть.
Отечественные водоробусы
В 2020 году президент дал рекомендацию российскому автопрому создать городской автобус, который будет работать на водороде. Как следствие, пока еще на уровне экспериментов появились водоробусы ГАЗ и КамАЗ.
Массовое производство такого транспорта от "Группы ГАЗ" может начаться через 2,5 года. Сейчас стоит ответственная задача разработки газопоршневого двигателя, который будет работать на водороде.
Существенная проблема лежит в финансовой плоскости. Если электромобили при тех же эксплуатационных характеристиках стоят дороже бензиновых и дизельных авто в три раза, то водородный аналог может превзойти их по цене почти в десять раз. В случае с автобусами речь может идти о суммах порядка 100 млн руб. Другое дело, что дальнейшее содержание обойдется гораздо дешевле.
В "Группе ГАЗ" при этом обещают, что их водоробус будет всего на 20 % дороже дизельных аналогов.
Перспективы развития технологии в России
Среди главных факторов, которые могут обеспечить стране одно из лидирующих мест в данном транспортном сегменте, эксперты называют большие запасы пресной воды. Снега Сибири, тающие ледники Арктики и внутренние водоемы обеспечат поддержку технологических процессов подготовки водорода для использования в машинах. Тем более что уже развернута соответствующая добывающая инфраструктура от некоторых российских корпораций.
Однако важно учитывать и ряд негативных факторов, которые могут затруднить развитие водородного транспорта в России:
- Высокая стоимость. Уже отмечалось, что речь идет о довольно дорогом транспорте. И если в случае с электрокарами высокие цены во многом определяются недешевой аккумуляторной "начинкой", то водородный газ вместе с этим потребует создания технических условий для гарантии безопасности.
- Отсутствие инфраструктуры. Россия пока еще стоит на самом старте подготовки проектов по реализации инфраструктуры для транспорта на водородном топливе. Потребуются специальные станции заправки, которые тоже обойдутся дороже, чем обычные АЗС.
- Вопрос спроса. В России даже при очевидных преимуществах электрокаров данный рынок растет скромными шагами. Вновь спрос может сдерживать высокая стоимость, но факт остается фактом: обновление народного автопарка идет не так, как в США и Европе. С водородом же ситуация еще более неоднозначная. Насколько потребитель будет лоялен к такому транспорту, неизвестно. Очевидно, что роль сдерживателя сыграет тот же высокий ценник. А преимуществ в виде экологической чистоты и экономии при обслуживании транспорта может быть просто недостаточно.
Заключение
Впрочем, по мере развития технологий все еще может измениться, что доказал и электрический транспорт. При всей неопределенности у России есть свой интерес к сфере развития водородного транспорта. Помощь в реализации текущих и будущих проектов могут обеспечить благоприятные условия, среди которых - наличие ресурсов для развития и поддержания отрасли. Кроме того, водородные аккумуляторы лучше электромобилей приспособлены для эксплуатации в суровом климате, что тоже может стать позитивным фактором поддержания данных проектов.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание