Цвет дыма, выбрасываемого из выхлопной трубы автомобиля, является важным показателем технического состояния двигателя. Черный выхлоп в большинстве случаев — свидетельство каких-то неполадок. Такой цвет выбрасываемые газы приобретают при избыточной концентрации в них продуктов неполного сгорания топлива, в основном сажи.
Причины черного выхлопа
Черный дым из выхлопной трубы автомобиля может выбрасываться по двум основным причинам:
- из-за использования горючего низкого качества;
- из-за избытка горючего относительно воздуха, подаваемого в цилиндры.
В последнем случае черный дым — не всегда признак какой-то поломки. Чтобы запустить двигатель в очень холодную погоду, ЭБУ часто увеличивает подачу топлива для облегчения запуска мотора. В этом случае через некоторое время после того, как машина будет заведена, дым снова становится белым.
Если этого не происходит, а горючее используется качественное, при ремонте стоит обратить внимание на «дыхательную» систему двигателя.
Почему опасен черный выхлоп
Практически всегда при появлении черного дыма:
- значительно увеличивается расход топлива;
- растет токсичность выхлопных газов;
- автомобиль теряет мощность;
- двигатель начинает работать с перебоями;
- мотор плохо запускается.
Избыточное топливо смывает в ДВС со стенок цилиндров смазку и провоцирует появление задиров узлов цилиндропоршневой группы. Если в цилиндры начнут попадать керамические частички забитого катализатора, двигатель может полностью выйти из строя. Также черный дым свидетельствует о том, что в ДВС избыточное топливо смешивается с моторным маслом. Это ухудшает характеристики последнего, что для двигателя, конечно, также очень плохо.
Нехватка воздуха в цилиндрах
Таким образом, черный дым может вызваться:
- переизбытком подаваемого в цилиндры горючего;
- нехваткой подаваемого воздуха.
Воздуха в цилиндрах может не хватать в том случае, если:
- забит воздухофильтр;
- неисправен датчик расхода воздуха или лямбда-зонд, оповещающий ЭБУ о содержании в выхлопе кислорода;
- плохо работает турбокомпрессор;
- плохо работает нагнетатель в двигателях с турбонаддувом;
- сломался датчик положения дроссельной заслонки, регулирующей подачу воздуха в цилиндры.
Излишек топлива: причины появления черного дыма
Если после проверки элементов, отвечающих за корректную подачу воздуха в цилиндре, поломок выявлено не было, следует проверить работу топливной аппаратуры.
Причиной передозировки горючего в цилиндрах в отношении подаваемого воздуха могут быть:
- в инжекторных моторах — забитые форсунки, неисправный топливный насос;
- в дизельных ТНВД — неверные настройки угла опережения впрыска;
- в карбюраторных ДВС — залипание клапана, засорение жиклеров.
Цилиндропоршневая группа
Не полностью топливо в ДВС может сгорать также из-за недостаточно компрессии в цилиндрах. Такая проблема вызывается износом поршневых колец или отсутствием регулировки теплозазоров в приводе клапанов. При разгерметизации блока цилиндров двигатель требует капитального ремонта.
Электроузлы
Причиной появления черного выхлопного дыма в автомобиле могут быть и электрические компоненты:
- в инжекторных бензиновых моторах — неисправные катушки или свечи зажигания;
- в дизелях — неисправные свечи накала.
Выхлопная система
Причиной появления черного дыма может быть некорректная работа и самой выхлопной системы автомобиля. При частом использовании некачественного топлива на сотах катализатора появляется сильный нагар. Из-за этого происходит оплавление, что препятствует свободному выбросу газов. Также пробки в выхлопной системе могут создавать засоренные сажевые фильтры.
Профилактика
Очень часто случается так, что самостоятельно устранить причину черного выхлопа становится невозможным. Машину приходится отгонять к специалистам. А это всегда достаточно большие расходы. Поэтому при эксплуатации автомобиля стоит принимать меры, направленные на то, чтобы черные выхлопы не появлялись.
К таким мерам можно отнести:
- использование качественного топлива;
- контроль расхода топлива;
- контроль токсичности выхлопов;
- регулярную проверку и замену воздухофильтров;
- замену свечей при необходимости.
Также обязательно следует периодически проверять моторное масло на наличие запаха бензина.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание